Многие люди до сих пор вспоминают школьные уроки физкультуры с ужасом. Строгий учитель, нормативы, страх сделать ошибку и стать посмешищем… Конечно, это не для всех было именно так, но мы уверены, что у некоторых это вызвало неприятные воспоминания. Наша система спортивного физического воспитания далеко не идеальна, хотелось бы, чтобы она была больше похожа на европейскую…
Недавно мы познакомились с блогом молодой мамы Анны Дмитриевой, которая воспитывает детей во Франции. В одной из статей Анна затронула тему спортивного воспитания детей во Франции, и нам очень понравились ее мысли на этот счет. Поэтому редакция «Так Просто!» делится с тобой статьей Анны Дмитриевой о французском подходе к спортивному воспитанию детей.
Спортивное воспитание
«“На первый-второй ра-а-ассчитайсь!” — на уроке физкультуры меня всегда бросало в холодный пот. “Расчет окончен!” — чуть слышно завершала я перекличку класса, стоя в конце строевой шеренги. Сказать, что я была неспортивной — ничего не сказать. “Девочка-ромашка” — так называла меня моя первая учительница по физкультуре. Собственно, именно во время ее уроков я и усвоила крепко-накрепко для себя установку: “Спорт — это не мое”.
Помню первый урок физкультуры в школе. Учительница с ярко выраженным мужским телосложением заходит за детьми в класс и с громким строевым кличем “За мной!” ведет нас в зал. Было это совсем не весело, а страшно. Страшно не услышать команду, страшно не смочь выполнить движение. Если где-то ошибаешься, в ответ услышать крик или насмешку учителя… Ошибаться было позорно.
© Depositphotos
В свои семь лет я узнала про спортивные нормативы и про то, что, если ты в них не укладываешься, получаешь плохую оценку. То ли от страха, то ли от врожденной природной неловкости, но у меня плохо получалось прыгать, забрасывать мяч в кольцо, кувыркаться. На линейках в конце четверти мою фамилию никогда не называли среди отличников и хорошистов. Среди всех остальных предметов, по которым у меня были почти все пятерки, по физкультуре стояла хилая, натянутая тройка.
Шли годы, я успешно закончила школу и институт, но спорту я по-прежнему говорила свое твердое “нет”. Уже выйдя замуж, благодаря своему мужу, я стала понимать, что, оказывается, можно получать удовольствие от плавания, бега, катания на велосипеде. И, не стесняясь, как школьница, стала просить его: “Научи!”
© Depositphotos
Когда у меня появились дети, я пообещала себе, что сделаю всё, чтобы у них не было таких комплексов, как у меня. Ведь это так легко — оборвать в ребенке желание заниматься спортом, внушив ему необоснованный страх. Повезло моим детям или не повезло, об этом мне судить пока сложно, но им оказалось суждено провести свое детство во Франции, куда мы с мужем когда-то приняли решение переехать.
К слову, французы очень спортивная нация. Спорт — это неотъемлемая часть их жизни. Самое интересное, они действительно получают от него удовольствие, будь то беговые тренировки наедине с самим собой, игра с коллегой в теннис в обеденный перерыв или семейный выезд в парк на самокатах. А ведь эта любовь к спорту идет у них с раннего детства…
Моей дочери было чуть больше трех лет, когда я в качестве сопровождающего родителя поехала вместе с ее группой детского сада на спортивные сборы. В большом спортивном зале было установлено много разных сооружений: стена для скалолазания, корзина для забрасывания мяча, клюшка с шайбой, велосипеды и многое другое.
© Depositphotos
Детей разделили на команды, и каждый из них по очереди пробовал сделать разные упражнения. Да, именно пробовал! У кого-то получалось, у кого-то не очень. Интересно, что учителя, оценивая навыки детей, употребляли такие слова, как “почувствовать” или “пока не почувствовать”.
И если ребенок пока не смог “почувствовать”, то это нестрашно. “Это придет со временем, ведь у него будет еще шанс попробовать сделать это упражнение много раз”, — объясняла мне директор.
С четырех лет я записала дочь в плавательную секцию. Родителей заранее предупреждают, что занятия в бассейне для самых маленьких изначально не имеют своей целью научить ребенка плавать. Главная цель таких занятий — выработать привычку у ребенка находиться в водной среде, чтобы впоследствии не было страха учиться плавать.
© Depositphotos
Преподаватели при этом находятся в бассейне вместе с детьми. В игровой форме дети постепенно учатся держаться на воде, задерживать дыхание, доставать игрушки со дна бассейна.
Позже мой младший сын в свои два с небольшим года стал посещать общее спортивное развитие — занятие, цель которого постепенно выявить способности ребенка к тому или иному виду спорта. Обычный спортзал, стандартное оборудование — ничего особенного, на первый взгляд.
Занятие проходит вместе с мамой или папой, или дедушкой, или старшей сестрой — можно прийти с кем угодно. Здесь есть свои четкие правила, но царит веселая игровая атмосфера. Незаметно мой сын почувствовал, как нужно забрасывать мяч в баскетбольное кольцо, владеть хоккейной клюшкой, кувыркаться, ходить по бревну…
© Depositphotos
И, наблюдая за тем, как преподаватели спокойно и ненавязчиво помогают детям развивать в них дальнейшие спортивные навыки, я поняла те принципы, на которых должно строиться спортивное воспитание. То воспитание, которое поможет в будущем любить спорт и стремиться к высоким результатам. То воспитание, которого не было в моем детстве.
Те установки, которых когда-то не хватало лично мне, чтобы не лишить саму себя такой важной и интересной части жизни, как спорт.
© Depositphotos
© Depositphotos
© Depositphotos
Я никогда не буду мастером спорта, чемпионом соревнований, и от своих детей в будущем не стану этого требовать. Но без движения я уже не представляю свою жизнь. И вижу своей задачей привить и сохранить любовь к движению у своих детей, ведь ее так легко оборвать: грубым словом, нечаянным сравнением с кем-то другим. “Физкульт-привет!” — скажу я себе и детям, чего и вам желаю, дорогие читатели».
Нам очень понравился этот подход, ведь он верен во всём. Было бы хорошо, если бы и наши школы переняли хотя бы некоторые элементы этой системы. Тогда дети с радостью бы ходили на уроки физкультуры, и не было бы никаких детских травм, связанных с этим. Надеемся на лучшее!
У Анны очень много интересных статей о воспитании детей. Недавно мы делились с тобой ее статьей о том, почему ребенка нужно чаще хвалить. А еще она писала о том, стоит ли приучать ребенка делиться игрушками с другими детьми. Очень интересно!
А что ты думаешь по поводу этой системы? Рассказывай нам в комментариях!
- Поделиться на Facebook
published on
Комментарии (0)