Сайт сад огород дача, полезные советы и всё самое интересное, комнатные растения, животные и домашние питомцы

8 основных психологических кризисов человека

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь».

8 психологических кризисов 

Кризис № 1

Первый важный этап в череде кризисных периодов — от 3 до 7 лет. Его еще называют периодом «укрепления корней». В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен. И отношение это вырастает из того , что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится «выживать».

Как вы понимаете, имеется в виду не физическое выживание (хотя семьи бывают разные, в том числе такие, где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от всякого рода стрессов.

Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен, зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое.

Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий: «Я буду стараться, а мир вокруг меня поддержит». Такие дети получаются оптимистами, не боящимися самостоятельности и принятия решений. Недоверие же к миру взрослых (а значит к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегося, безынициативного, апатичного. Такие люди, вырастая, не способны принять не только себя, со всеми недостатками и достоинствами, им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку.

Кризис № 2

Следующий кризис с наибольшей остротой проявляется в период с 10 до 16 лет. Это переход от детства к взрослости, когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей, идет постоянное сравнение: «лучше я или хуже, отличаюсь ли от других, если — да, то чем именно и как это для меня — хорошо или плохо?». И самое главное: «Как я выгляжу в глазах других людей, как они меня оценивают, что значит быть индивидуальностью?» Задача, которая стоит в этот период перед человеком — определить меру собственной независимости, свой психологический статус, границы своего Я среди других .

Именно здесь приходит понимание того, что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами, которые нужно принять. Поэтому так важен опыт, полученный вне дома, поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают: главный опыт там, во взрослом мире, среди сверстников. И набивать шишки хочется только самому, без заботливых маминых рук.

Позитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки, окрепнувшей уверенности в собственных силах, что «я все могу сам». Если же кризис не разрешился должным образом, то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников, от любых, даже навязанных «норм» среды, от обстоятельств, наконец. «Зачем стараться, добиваться чего — то, у меня все равно ничего не получится! Я хуже всех!».

Неуверенность в себе, зависть к чужим успехам, зависимость от мнения, от оценки окружающих — вот те качества, которые человек, не прошедший второй кризис, несет по всей своей дальнейшей жизни.

Кризис № 3

Третий кризисный период (от 18 до 22 лет) связан с поиском собственного места в этом сложном мире. Приходит понимание того, что черно — белые краски предыдущего периода уже не годятся для того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казался до сих пор.

На этом этапе опять может появиться неудовлетворенность собой, страх, что «я не соответствую, я не смогу…». А ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире, самоидентификации, как говорят психологи.

При неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана: вместо собственного пути, искать объект для подражания или «широкую спину», за которую можно прятаться всю оставшуюся жизнь, или , наоборот начать отрицать всяческие авторитеты, но при этом не предлагать ничего своего, ограничиться только протестом, без конструктивных решений и путей.

Именно в этот период формируется «привычка» поднимать собственную значимость путем унижения, принижения значимости других, которую мы так часто встречаем в жизни. Об удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полной ответственностью принять самого себя таким, каким ты являешься, со всеми недостатками и достоинствами, зная, что собственная индивидуальность важнее.

Кризис № 4

Следующий кризис (22 — 27 лет), при условии его благополучного прохождения, приносит нам умение без страха что — то менять в своей жизни, в зависимости от того, как меняемся мы сами. Для этого надо преодолеть в себе некий «абсолютизм», заставляющий нас верить в то, что все, что сделано в жизни к этому моменту — это навсегда и ничего нового уже не будет.

Глобальный жизненный курс , по которому мы двигались до сих пор, почему — то перестает удовлетворять. Появляется непонятное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по — другому, что упущены какие — то возможности, и изменить уже ничего нельзя.

При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами, человек понимает, что никакой жизненный курс не может претендовать на «абсолютный», глобальный, раз и навсегда данный, что его можно и нужно менять, в зависимости от того, как изменяешься ты сам, не бояться экспериментировать, начинать что — то заново. Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис, который называют «коррекцией жизненных планов», «переоценкой установок».

Кризис № 5

Наступает этот кризис где — то в возрасте 32 — 37 лет, когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими, в карьере, в семье, когда уже получены многие серьезные жизненные результаты.

Результаты эти начинают оцениваться не с точки зрения достижений, как таковых, а с точки зрения личной удовлетворенности. «Зачем мне это? Стоило ли оно таких усилий?». Многим осознание собственных ошибок кажется очень болезненным, чем — то, чего нужно избегать, цепляясь за прошлый опыт, за иллюзорные идеалы.

Вместо того, чтобы спокойно скорректировать планы, человек говорит себе: «Я не изменю своим идеалам, буду придерживаться раз и навсегда выбранного курса, я должен доказать, что был прав, не смотря ни на что!». Если у вас хватило мужества признать ошибки и скорректировать свою жизнь, свои планы, то выход из данного кризиса — новый приток свежих сил, открытием перспектив и возможностей. Если же начать все с начала оказалось невозможным, период этот будет для вас скорее разрушительным, чем конструктивным.

Кризис № 6

Один из самых сложных этапов — 37-45 лет. Мы впервые отчетливо осознаем, что жизнь не бесконечна, что все тяжелее тащить на себе «лишний груз», что необходимо сконцентрироваться на главном.

Карьера, семья, связи — все это не только устоялось, но еще и обросло множеством ненужных, досадных условностей и обязанностей, которые приходится соблюдать, потому, что «так надо». На этой стадии происходит борьба между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя. Приходится принимать решение, что тащить на себе и дальше, а что можно сбросить, от чего избавиться.

Например, от части забот, научившись распределять время и силы; от обязанностей по отношению к близким, поделив из на первичные, действительно необходимые, и вторичные, те, что мы делаем по привычке; от ненужных социальных связей, поделив их на желательные и обременительные.

Кризис № 7

После 45 лет начинается период второй молодости, причем не только у женщин, которые становятся «ягодками опять», но и у мужчин. По словам одного из западных психологов, мы, наконец, перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени, которое еще предстоит прожить.

Вот как психолог А.Либина описывает этот кризисный период:

«Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками. Во — первых, в их организме происходят бурные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессами. Из-за гормональных изменений в период климакса они, подобно подросткам, становятся вспыльчивыми, обидчивыми, легко раздражаются по пустякам. Во — вторых, у них вновь обостряется чувство самости, и они опять готовы бороться за свое Я, даже при малейшей угрозе независимости. Бороться в семье — с детьми, которые уже покинули или вот-вот покинут родительское гнездо, на работе — чувствуя себя крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров, которым » наступают на пятки » более молодые.

Мужчины в возрасте 45 лет сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности: » Кто я есть? » и » Куда я иду? «. Это верно так же и в отношении женщин, хотя, у них этот кризис проходит гораздо сложнее.

Многие исследования показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками. Их приводит в отчаяние мысль о «пустом гнезде», которым, по их мнению, становится дом, покинутый выросшими детьми. Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы.

Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Во многом это зависит от того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы.

В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты. Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста — возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры».

Кризис № 8

После пятидесяти лет начинается возраст «осмысленной зрелости». Мы начинаем действовать, руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше, чем когда бы то ни было. Однако, личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы, многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество, отсутствие важных дел и интересов. Отсюда — горечь и разочарование в прожитой жизни, ее бесполезности и пустоты. Но страшнее всего — одиночество. Это в случае негативного развития кризиса из — за того, что предыдущие были пройдены «с ошибками».

В позитивном варианте развития — человек начинает видеть для себя новые перспективы, не обесценивая прежних заслуг, ищет новые сферы приложения для своего жизненного опыта, мудрости, любви, творческих сил. Тогда понятие старость приобретает лишь биологический смысл, не ограничивая жизненных интересов, не несет пассивности и застоя.

Многочисленные исследования показывают, что понятия «старость» и «пассивность» абсолютно не зависят одно от другого, это просто распространенный стереотип! В возрастной группе после 60 отчетливо прослеживается различие между «молодыми» и «старыми» людьми . Все зависит от того, как человек воспринимает собственное состояние: как тормоз или как стимул для дальнейшего развития своей личности, для интересной полноценной жизни.

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь», где нельзя попасть на следующую ступеньку, не постояв на предыдущей и где, споткнувшись на одной ступеньке, уже не шагнешь плавно и правильно, ровно ставя ногу, на следующую. И уж тем более, не получится перепрыгнуть через несколько ступенек: все равно когда — нибудь придется вернуться и доделать «работу над ошибками».

Источник: econet.ru

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook:

published on cemicvet.ru according to the materials lamp.im — Под лампой


Источник: 8 основных психологических кризисов человека
Автор:
Теги: Интересное вокруг Кризис Человек facebook абсолютизм белые

Комментарии (33)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Светлана Игнатьева
Не жизнь,,,,, один кризис
Ирина Койнова 
Жизнь- так то трагедия.....
Эльмира Аминова 
Все верно написано! я прошла все этапы которые позади, сейчас как раз на шестом! Это не обязательно страдать или проблемы, просто на данном этапе что-то хочется менять! К примеру на четвертом этапе, поняла, что хочу переехать в другой город и переехала, поменяла работу! На пятом этапе поняла, что мой брак совсем не оправдал мои ожидания, решилась на развод и нашла свою судьбу! Поэтому поддерживаю автора и считаю, что пройти через эти кризисы и есть жить полной жизнью! Желаю всем счастья и гармонии!
Наталья Алексеева 
Неплохо расписано по периодам жизни. Это просто периоды взросления, самоутверждения, переоценки и прочие. Ну зачем же сразу кризисы? Это просто ЖИЗНЬ
Дмитрий Евдокимов
Очень тяжело пережил кризис среднего возраста, но пережил. Считаю статью правильной и действительно надо постоять на каждой ступеньки что бы перейти дальше, перепрыгнуть не получиться. Смотрю по сверстникам, кажется что они ничего не переживают, может быть не всех это касается либо одни более или менее чувствительны к этим кризисам, но я от себя не ожидал что так тяжело перенесу этот кризис, мне 39 лет.
Наталья Зависнова 
Дмитрий, как проходят кризисы зависит от многих причин. В статье об этом тоже сказано. Очень важно детство, важно, что ребенок был желанным, чтобы его любили. Еще от типа характера, наверное знаете самое простое - оптимист и пессимист. От типа нервной системы и т.д. Оптимистичный взгляд на жизнь позволяет легче проходить испытания, с верой что все будет хорошо, извлекать уроки из неудач, и идти дальше. В противоположность - это пессимистичное состояние, когда любая трудность воспринимается, как трагедия, обвиняется весь окружающий мир,опускаются руки и т.д.
Так вот, Вы успешно прошли один из периодов жизни, и, если уловили как это получилось, то имеете шанс следующие этапы пройти легко! Удачи!
Ольга Мартынова 
Ого!
39! Мальчик! Красавчик! Танцуй, пока молодой, мальчик, танцуй пока молодой!
Мария Заболоцкая
Ой, как интересно, оказывается, мужчины тоже читают психологические статьи. Спасибо, Дмитрий, что разбавили наш междусобойчик. А то мы тут одни и те же :) интересно мнение мужчины молодого узнать. Эх, а впереди ещё несколько кризисов. Не станем грустить, лишь бы жизнь продолжалась
Наталья Акимова
))это полезно для пессимистов! Оптимисты долго не печалятся, поднимаются и идут дальше))покорять просторы собой и своим опытом!)
Людмила Велижанина 
Да, я тоже согласна, что все идет из детства. Представляете, я уже на 8-ом этапе, мне уже 66 лет! Но, скажу вам, жизнь прекрасна!Бывают периоды уныния,конечно, но, все познается в сравнении, без них не было бы видно ярких моментов жизни!Любите и будьте любимы!
Helen Brown
Мне кажется, есть общие тенденции, хотя многое, конечно, индивидуально. Очень важно ДЕТСТВО и то, как родители формируют ОТНОШЕНИЕ К МИРУ у ребенка. Если они научили своего ребёнка не бояться никаких трудностей, никакой работы, многое знать и уметь, быть самостоятельным, не ждать помощи от других, а самому быть способным на оказание помощи, тогда и вся его жизнь будет счастливой и удачной, сколько бы испытаний ни выпало на его долю, и какие бы кризисы его ни ждали - будь то возраст, экономика или что-то ещё. У такого человека - ПОЗИТИВНЫЙ взгляд на мир, отсутствие страха, как сейчас принято говорить, перед вызовами.
Nadezhda M
Наверное, когда есть проблемы в жизни серьезные, неудовлетворение, тогда и переживаешь эти кризисы.
Ларисочка Цветочкина
Многовато нахреначили. Столько нет.
Маргарита Павловна
НЕЛЬЗЯ ПРОЖИТЬ ЖИЗНЬ БЕЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ МНОГИХ ТРУДНОСТЕЙ И ПРОБЛЕМ НА ЖИЗНЕННОМ ПУТИ, КАК ГОВОРЯТ - В КАЖДОМ ДОМУ ПО КОМУ...
НО И РАЗЛОЖИТЬ ВСЕ ПО ПОЛОЧКАМ НЕВОЗМОЖНО. ВЕДЬ ПОНЯТИЯ ОБ УДАЧАХ,О СЧАЧСТЬИ У КАЖДОГО СВОИ.
ПРОСТО , КАК МНЕ КАЖЕТСЯ, НУЖНО ЖИТЬ ПОД ЗНАКОМ ПЛЮС И ЛЮБИТЬ ЛЮДЕЙ. В ТОМ ЧИСЛЕ И СЕБЯ!
УДАЧИ ВСЕМ!
Татьяна Кравцова 
Осмысливайте, ведите внутренний диалог и поймите, что все в ваших руках!
Светлана Лазарева 
Хорошая статья, правильная. Заставляет задуматься.
Anna Mironova 
Смысл жизни, на мой взгляд, в самой жизни, в ее проживании. И надо стараться прожить жизнь,максимально в своё удовольствие, не мешая при этом другим.
Ольга Мартынова 
Ловить момент молодости, и наполнять жизнь событиями,знаниями, умениями, встречами, новыми знакомствами, путешествиями хоть куда! Чтобы было что и с кем вспомнить
Наталья Зависнова 
Энд баттер К сожалению, не всем понять...
Татьяна Кравцова 
Действительно, жаль... Но кому пришло время понять, тот поймет. Это хорошо.
Ирина Койнова 
Все эти кризисы есть ,но не у каждого человека они проявятся все...8 .Хватило бы на жизнь 2-3 .. У меня было 3... Сейчас я в 3- самый тяжелый.... последний
Ирина Койнова 
немного не правильно написала.. не по списку 3ий, а по количеству
Татьяна Ставер 
Даааа, все люди разные и кризисы тоже
Мария Лазарева
Это по возрастной периодизации Эриксона выделены кризисы.
Елена kr 
Не заметила никаких кризисов! Трудности - да были.
Не важно.
Признала свои ошибки и скоректировала жизнь.
Инна Ширяева
в психологии, которую изучала я, все несколько по другому.
Марина Коломенская 
Спасибо автору! Осведомлен - вооружен! Каждый человек - индивидуальность! И живём - в разных государствах и семьях. Неполные семьи - никогда не дадутполноты
Писатель Альзира
Видимо, я немного подслеповата, но ни у себя, ни у своих близких кризисов не замечаю. Особенности характера и их проявления есть, так это генетика просто.
Наталья . 
Кризис жанра, короче)
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства