Не все в Советском Союзе было так плохо, как говорится в постсоветских СМИ и подсказывает некоторым из нас память.
На самом деле, были и у нас заводы, фабрики и предприятия, за которые советскому человеку не стыдно было смотреть в глаза американскому, европейскому и даже японскому человеку.
Я «застала» преимущественно мрачные перестроечные времена и, может быть, чуть-чуть конец «застоя» зацепила. Поэтому в моей памяти сохранились, в основном, пустые полки, импортная «фарца», отвратительного качества «кооперативные» вещи или «польский шик» — привезенные из более развитой соседней братской державы яркие, «модные» вещи и косметика тоже не бог весть какого качества.
Люди постарше отлично помнят времена, когда и у нас шили хорошие вещи. Качественная одежда отечественного производства была, но отличалась немаленькой стоимостью (вспомните, например, чудный халатик из «Бриллиантовой руки», которому не хватало перламутровых пуговиц) и ее было очень трудно достать. Поэтому вещей у обычных модниц было совсем немного. Видимо, в последующие времена качество отдали в жертву количеству совершенно несуразной одежды, которую брали только по полной безнадеге.
Но так было для широких масс, а для «избранных» всегда шились другие вещи, а часть проду’/кции легкой промышленности отправлялась даже на экспорт, будучи вполне конкурентоспособной.
Может быть, чуть хуже дело обстояло с обувью, парфюмерией, аппаратурой и т.д. Но и здесь нам было чем гордиться, как бы мы не привыкли думать, что заграничное все равно лучше.
Давай те же вспомним эти чудные марки. Начнем с бытовой аппаратуры.
Кто не знает замечательную советскую марку «Электроника»?
Для советского человека перестроечных времен приобретение автомобиля хотя бы советского производства (об иномарках могли только мечтать!), аудио- и видеомагнитофона, калькулятора, электронных часов, не говоря уже о первых компьютерных системах, было «стандартным набором» мечты. Владелец этого «пакета добра» становился крайне уважаемым среди себе подобных. Разумеется, предпочтение отдавалось известным японским брендам, но обладание даже очень редкой советской аппаратурой значительно прибавляло статуса. Проблемы с автомобилем решали известные советские автомобильные марки (о них говорено-переговорено), а вот бытовую технику выпускало предприятие «Электроника». Кстати, электронные часы были оснащены функцией ручной цифровой подзаводки и настройки, которой не имело большинство мировых аналогов. Часть продукции отправлялась даже на экспорт, преимущественно в страны соцлагеря.
Предприятие благополучно существует и по сей день в Белоруссии, в Минске, под названием НПО «Интеграл». Бренд выпускает преимущественно компьютерную, вполне конкурентоспособную технику, в том числе компьютерное оборудование, ЖК-мониторы и программное обеспечение. Хотя по некоторой информации, они до сих пор ко всему прочему выпускают еще и электронные часы (наверняка для коллекции ностальгирующих по советским временам).
Производственное объединение «Свема» (г. Шостка) и советская киноиндустрия.
Лично у меня после многочисленных просмотров советских кинофильмов в памяти накрепко запечатлелась надпись: «Фильм снят на кинопленке Шосткинского производственного объединения Свема». Помните? Наверняка, это было неспроста, т.к. и советским пиарщикам не было чуждо хоть иногда создавать рекламу отечественной продукции, особенно если подразумевалось, что это увидит западный зритель. А вот в титрах западных фильмов ничего подобного не припоминается.
Но, как бы там ни было, ПО «Свема» в советское время было крупнейшим предприятием с полным циклом инфраструктуры, которое выпускало все виды светочувствительной продукции: кино-, фото- и рентгеновскую пленку, магнитные ленты для аудио- и видео кассет, полиграфическую продукцию, в том числе полиграфические краски, клейкие ленты, фотожелатин и даже (!) пищевой желатин. Продукция экспортировалась в более 30 стран мира.
Сейчас, после развала СССР, большая часть акций предприятия перешла Правительству Украины. Разумеется, предприятие потеряло свой былой размах, но, тем не менее, оно переквалифицировалось на выпуск большого ассортимента полиграфической продукции, бытовой химии и… артезианской воды из собственных скважин.
Электробритва «Харьков» — легендарный подарочный атрибут советской эпохи.
Я, как патриот (в хорошем смысле этого слова) своего родного города не могу не вспомнить об этом знаменитом электроприборе. Наверняка, добрым ностальгическим словом вместе со мной вспомнит о нем и половина мужского населения средних лет.
История электробритвы «Харьков» началась с «наказа» Никиты Хрущева главному инженеру одного из харьковских предприятий «сделать такую же», как привезенная кем-то из-за границы. Сделали – понравилось. А затем наладили массовое производство электробритв – выстроили огромный завод в Харькове, который обеспечивал своей продукцией культурных и прогрессивных мужчин всей страны. Вспомните «Иронию судьбы», когда героиня Барбры Брыльской вручила на Новый год Ипполиту…. да-да, ее, родимую. Это был идеальный подарок для мужчины советской эпохи.
ООО «ТТ» Харьковский завод «Электробритва» существует и сейчас, но в трудные времена он слился с механическим заводом. И электробритвы выпускает теперь только под заказ из-за дороговизны запчастей, закупаемых в Москве, и небольшими партиями, т.к. рынок заполнен более дорогими брендовыми и дешевыми китайскими аналогами. Основной ассортимент выпуска теперь – насосы и вентиляторы.
Фотоаппарат «Зенит» — волшебная способность делать людей выразительными на фото.
Вспомните, какими шикарными красавицами были наши мамы и бабушки, какой особый свет излучали наши папы и дедушки на старых фотографиях. Многие согласятся со мной, что сейчас, с засильем дешевой фототехники, снимки потеряли свое очарование – разве что снятые на профессиональную аппаратуру. Но кто сейчас особенно ходит в салоны? А тогда фотографировали очень редко, по праздникам, а потому – очень качественно. И конечно, на фотоаппарат «Зенит» — никак не меньше.
Мало кто знает, что фотоаппарат «Зенит» выпускал (и выпускает) Красногорский завод им. С.А. Зверева. В начале своей деятельности он выпускал профессиональную оптику для военной промышленности. «Мирный» любительский фотоаппарат «Зенит» появился только в 1952 году. Вообще продукция Красногорского завода была удостоена многих международных премий и использовалась в авиационном, космическом и медицинском приборостроительстве.
После распада СССР предприятие превратилось в ОАО, а «Зенит» стал внешнеторговым брендом. Его авторитетность и незаменимость все в тех же областях со временем не утратили своего значения.
Действительно, без всякой иронии — есть чем гордиться.
Перейдем теперь плавно к совсем «легенькой» промышленности.
«Парижская коммуна» (г. Москва) – даже обувь у советского человека должна быть «правильной».
«Парижская коммуна», один из немногих брендов, который после окончания советской эпохи не поменял свое гордое пролетарское название на какое-нибудь более благозвучное иностранное. Эта созданная в советском государстве марка насчитывает почти 90-летнюю историю. А появилась она в День Парижской коммуны (18 марта). «Фишкой» завода стало внедрение новейших технологий производства массовой продукции, что на тот момент было очень важным для молодого советского государства.
Приход перестройки и развал Союза для фабрики стал почти незаметным, и даже добавил ей размаха, который проявился в выходе на мировой рынок – экспорт в Италию и Англию (!)(каким бы странным это не показалось бывшему советскому обывателю). Очень примечательны своими детскими обувными линиями «Топотам» и «Элегами».
«Скороход» (г. Санкт-Петербург) – замечательная обувь с замечательными традициями.
История этой славной питерской обувной фабрики, также заслуживающей наше внимание, началась еще до революции, в 1882 году. Тогда это было первое в России механическое обувное предприятие, оборудованное по последнему слову техники. А в советское время – одна из немногих фабрик, засветившихся в примитивном рекламном ролике – из тех, которые крутили перед показом фильмов в кинотеатрах.
В советский период основное производство фабрики было сосредоточено на детской обувии достигло в этом совершенства, так как к созданию обуви были привлечены ортопеды, врачи-гигиенисты и другие специалисты.
В настоящее время лучшие традиции продолжаются, а с 1998 года фабрика «Скороход» полностью переквалифицировалась на производство продукции для детей и вошла в тройку лучших предприятий, выпускающих детскую обувь, в России.
Швейная фабрика «Большевичка» (г. Москва) – в ее костюмах ходили советские дипломаты.
Зря иронизировали в перестроечные времена, описывая типичного представителя нищей советской интеллигенции одетым в мешковатый костюм швейной фабрики «Большевичка» . В советское время и сейчас бренд являлся и является одним из лучших производителей мужской классической одежды.
Вот он – знаменитый «Москвошвей» Шарикова из фильма «Собачье сердце»!
Бренд был создан в 1929 году. В его истории был и пошив обмундирования для Советской Армии и другой форменной одежды. Классические модные линии появились в 50-60 гг. прошлого столетия. Совместное производство с западными фирмами подразумевало качество и соответствие мировым стандартам.
После развала СССР, в 90-е годы, фабрика довольно безболезненно пережила трудные времена, и уже в 2000-х появились новые бренды: премиум-класса «Нестор Меланье» и молодежной линии «Клуббер».
От простой «Первомайской зари» до изысканной Zarina (г. Санкт-Петербург).
История хорошо известной в советское времяшвейной фабрики началась в 1926 году со школы рукоделия, курируемой царской семьей, которая размещалась в этом здании до революции. Фабрика всегда шила женскую и детскую одежду. В перестроечное время «Первомайская Заря» стала первой фабрикой, применяющей в своем производстве электронные технологии.
Не изменились гендерные предпочтения у фабрики и после распада СССР, однако в своей концепции она обрела некое буржуазное обаяние. Если учесть, что в последнее время ее коллекции выпускаются под именем Ренаты Литвиновой, – то можно легко себе представить ее стиль. Однако, здесь производится совершенно разноплановая одежда для деловых, уверенных в себе женщин под маркой «Зарина», «Зарина-Плюс» (для женщин больших размеров), « Kellermann », Ci Mi и «Рика».
Ну и «на закуску», конечно же, — парфюмерия.
«Новая заря» (г. Москва) – кто не помнит этот гений советского парфюмерного искусства?
Но не все знают, что его история началась еще раньше, в XIX веке, с всемирно известного российского бренда «Брокаръ». В 1922 году «Государственный мыловаренный завод «Новая заря» (что-то любят у нас это слово) был отстроен на развалинах бывшей обойной фабрики. В середине ХХ века духи «Красная Москва» (по слухам, «передранные» с «Шанели № 5» — как же без этого!) – стали эталоном «советского шика» во всем мире.
Фабрика «Новая заря» здравствует и по сей день, правда, лучшие парфюмерные композиции и дизайн разрабатываются теперь во Франции, однако, учитываются еще и достижения Брокара. С 2004 года фабрика стала именоваться « Nouvelle Etoil ».
Заключение: Иногда изучение исторических фактов многое проясняет.
До того, как начать изучение этого материала, я, как и, думаю, многие, была во власти стереотипов. Но мы в этом не виноваты – так уж сложилась наша психология в ключе насыщенной и неоднозначной истории.
С возрастом, разумеется, наш максимализм сглаживается, и мы понимаем, что все не так просто…
И вот теперь, с чистой совестью я могу сказать, что иногда мы, советские люди (даже такой маленький советский человечек, каким была в то время я) зря преклонялись перед Западом. И у нас было много чего хорошего — правда, и много чего плохого, но это совершенно не должно умалять очевидного.
Шанталь Таисия
published on
Комментарии (0)