Сайт сад огород дача, полезные советы и всё самое интересное, комнатные растения, животные и домашние питомцы

Декоративный огород — как это делали наши предки

Декоративный огород — как это делали наши предки

Продолжим экскурс в историю декоративного огорода и увидим, как это делали наши предки на Руси.

 
Тенденции развития декоративного огорода в России также интересны и самобытны. Здесь они проявились с особой силой, но в других красках, т.к. формировались с учетом влияния предшествовавшей эпохи западноевропейского барокко и классики французского регулярного стиля, но применялись в условиях среднерусской равнины.

Как и в Западной Европе, в России допетровской эпохи первые сады были созданы монахами при монастырях и имели исключительно утилитарный характер. Само понятие сад было достаточно ёмким и подразумевало участок с культивируемыми растениями. До XVIII века в России это понятие передавалось также словами вертоград, огород. В тоже время, употребляя слово огород, имели в виду огороженный сад, засаженный деревьями, плодовыми кустарниками, между которыми на грядках росли овощи.

Большое место в монастырских садах отводили под овощи, плодовые деревья и лекарственные травы. Совершая паломничество в Палестину, монахи, приносили из посещаемых по пути стран растения с диковинными цветами, которые использовали при устройстве цветников в монастырских садах. Они отличались особенной красотой, и прихожане, никогда не видавшие ничего подобного, называли их раем, райгородом. Как правило, монастырские сады имели планировку, напоминавшую голландскую: прямые дорожки располагались крестообразно, что придавало им религиозно-символический смысл.

Однако, несмотря на восхищение, ни монастырская планировка, ни разбивка цветников в садах частных лиц долго не приживались. “Это хорошо для “божьего дома”, а нам ни к чему такая благодать”,- рассуждали наши предки. Иное дело царские хоромы: царей и цариц приводили в восхищение монастырские сады. Поэтому, вполне закономерно, что вслед за монастырскими стали возникать “сначала царские, а там, конечно, и боярские сады…” (Регель, 1896).

Судя по описаниям иностранцев, посещавших Москву в XVI веке, в ней было много приусадебных садов. “При каждом доме есть сад, служащий для удовольствия хозяев и вместе с тем доставляющий им нужное количество овощей; от сего город кажется необыкновенно обширным” (Базилевская, 1958). Были в садах и цветы, но ассортимент их не ясен. По-видимому, чаще всего высаживали ноготки, бархатцы, гвоздику, васильки, незабудки. До начала XVII века в русских садах роз не было, но зато в изобилии выращивали шиповник. Особенно много садов и огородов было в переулках по Тверской, Грузинской и Ямской улицам и у Крестьянской заставы. Сохранившиеся до наших дней названия некоторых улиц – Садовники, Огородники, Берсеневка (берсень – ягоды) – произошли от обилия в прежние времена садов и огородов в этих районах.

 
Что же представлял собой сад-огород при русской усадьбе XVI-XVII вв.? Типичной картиной того времени было расположение дома на возвышенном месте. Ограждение (тын) устраивали из частокола, вдоль тына сада и между яблонями разводили смородину и крыжовник. Тут же располагали овощи: лук, чеснок, свекла, репа, морковь, а пониже, у пруда, — капусту. В сторону сада дом часто был обращен террасой. Иногда здесь же, на открытой площадке, делали крытые слюдой парники, в которых выращивали дыни и другие теплолюбивые культуры.
Интересно отметить, что даже в тех текстах Домостроя, которые детально описывали участок при доме (“Огород и сад как водити”), практически отсутствовали упоминания о декоративных растениях. Тем не менее, в огородах встречались кустарники, всегда любимые в народе: сирень, калина, боярышник, шиповник. Цветы сажать – потеха, и сад с цветами долгое время назывался “потешным садом”. Разведение их считали смешной забавой. И зачем сажать цветы? Ведь от них съедобных плодов не получишь, а полюбоваться, собрать букетик цветов, сплести венок – все это можно было сделать, выйдя за ограду боярской усадьбы. Природа повсеместно окружала русского человека и поэтому неслучайно, что он всегда был близок к ней.

 
Чем знатнее, вельможнее, ближе к Кремлю был боярин, тем больше и богаче был его сад-огород. Березовые рощи стали обносить высоким тыном, за которым высаживали “заморские цветы”. Немного позднее плодовые и огородные растения стали ценить, прежде всего, из-за их красоты и в огороде среди огуречных гряд сеять много крокусов, руты, гвоздики разной окраски.

При этом, следует еще раз подчеркнуть, что утилитарная функция усадьбы продолжала оставаться основной. Красивое видели в предметах простого повседневного быта, “красоту” не отделяли от “пользы”. Поэтому вплоть до 60-х годов XVII в. усадьбу еще не делили на хозяйственную и “парадную” части, не было еще и специальных декоративных устройств, лишенных практического назначения, наблюдалось лишь стремление украсить жилище и все, что его окружает. Косвенным подтверждением такого представления о старых русских садах-огородах могут служить их изображения на иконах, коврах и т.п.

Огородами занимались многие сословия: крестьяне, стрельцы, ямщики. Интересно отметить, что простой люд старинных слобод, таких как Садовая и Огородная, принадлежавших Дворцовому Ведомству и учрежденных еще при первых Московских князьях, обязан был в виде оброка поставлять во дворец разнообразные овощи. Кроме того, староста – всегда искуснейший садовник – ежегодно подносил Государю ранние дыни (в начале августа), огурцы (в начале июля), редьку, свеклу, морковь, репу и пр. Причем, за каждую новинку полагалось вознаграждение в 4 аршина сукна на кафтан. Капустой и морковью в те времена славились поселяне Воробьевых гор. Лучший лук имелся не в Москве, а у знаменитых Верейцев-Луковников.

В XVI-XVII вв. появились аптекарские сады, также называемые огородами. Предвестниками их были издавна разводимые гряды с лекарственными травами и кустарниками, плоды которых использовались в лечебных целях. Особое значение имели московские аптекарские огороды, возникшие с учреждением Аптекарского Приказа. Из истории известно, что в Москве, уже в начале XVII века, существовало 4 аптекарских огорода. Главный располагался на правом берегу Неглинки между Боровицкими и Троицкими воротами, около Лебяжьего двора (этот огород снабжал царскую аптеку лекарственными травами), второй – у Флоровских (Мясницких) ворот, третий – в Немецкой слободе, почему и назывался “аптекарским огородом, что под Новонемецкой слободой”, наконец, четвертый – у Придворной Аптеки в Китае, у восточной стены Кремля. В аптекарских огородах разводили не только лекарственные растения, постепенно в них начали выращивать пряные, эфиромасличные и дикорастущие виды, такие как шалфей, цикорий, мята, мак, укроп, иссоп, латук, мак, тмин, укроп, портулак, петрушка, любисток, розмарин, полынь лечебная (божье дерево), черноголовник, шиповник, красная, белая и желтая розана и т.д.

Большим любителем садоводства был царь Алексей Михайлович, правивший в 1645-1676 гг. Поэтому особый интерес представляла государская вотчина XVII вв. Измайлово, где был устроен не один сад. По-видимому, здесь сады возникали постепенно, по мере необходимости, без наличия стройной композиции, связывающей их в один парковый ансамбль.

Виноградный сад имел своеобразную планировку, представляющую собой ряд квадратов, вписанных один в другой, и четыре круглых участка по углам. Начиная от внешней границы этого сада по направлению к центру, размещались участки: “под гречу”, “под пшеницу”, “под ячмень”, “под маки”, “на немецкие цветы и травы” и т.д. В угловых частях сада, имевших циркульную форму, разводились царские груши, вишни белые и красные, сливы. Деревья размещались по концентрическим кругам. В северной части сада-огорода сооружались навесы для сушки и уборки овощей.

 
Круглый сад или, как его чаще называли “огород”, был устроен на площади в 6 га, его диаметр равнялся 280 м, ширина аллей, разбивавших территорию на три кольцевых пояса, составляла 6 м. Внешнее кольцо занимала березовая роща и посадки шелковицы, шиповника и пр. Последний высаживался и в остальных поясах. Кроме того, в одном из средних участков росло 137 кустов барбариса. На остальной территории разводили овощи и лекарственные растения, благодаря которым сад часто называли аптекарским.

Просяной сад был заложен в глубине лесного массива. Он имел квадратную форму и был огорожен деревянной оградой красного цвета. В устройстве этого сада русские мастера явили немало примеров изысканного оформления, среди которых особенно выделялся выразительный, насыщенный цветом и движением форм и оттенков живой ковер из одних только злаков – овса, пшеницы, проса, ячменя и т.д. Кроме того, они были внимательны и к декоративным особенностям плодовых деревьев, окружавших злаковые культуры. Цветки, листья, плоды, рисунок коры на стволе, ветвление кроны – все это находило свое место в общей картине сада-огорода, оживляло его, образовывало каждый раз новый художественный образ. Искусственно созданные регулярные композиции были невелики по размерам и всегда выделялись на естественном фоне.

Потешные палаты с садом считались самыми декоративными. Здесь в огромном саду был устроен лабиринт, который по-русски называли “Вавилоном”, а также обширный зверинец. Там же находилась “весьма красивая аптека с ботаническим садом”. Размещение лабиринта в центре сада явилось интересным применением этого западноевропейского элемента в русских садах.

При создании садов Алексей Михайлович повелел воеводам различных областей собирать лекарственные растения в виде особой подати и присылать ко Двору. В силу этого указа, привозили и присылали в Москву, для царского обихода самые разнообразные растения: например, солодку голую (солодковый корень) из Астрахани и Поволжья, бадьян – из Сибири, ревень – из Болгарии. Кроме того, в сохранившихся материалах упоминаются васильки, розмарин, гвоздика, майоран, шиповник, пиретрум, пестролистный молочай и т.д. Есть также указание о кувшинках, которые надлежало доставать в реках под Москвой и пересаживать в новые сады.

В Кремлевских садах выращивали фруктовые деревья, ягодные кусты, лекарственные травы, овощи. В 1682 г. там уже были виноград и арбузы, грецкие орехи и шиповник.

Основные приемы планировки усадьбы в допетровский период:

  • регулярность несложных по замыслу композиций, сложный геометрический рисунок, подчеркивающие декоративные возможности растений во всем разнообразии их форм, окрасок, запахов;
  • сочетание утилитарного назначения с художественными задачами;
  • единая композиция растений, без искусственного размежевания декоративных, овощных и плодовых растений; чередование лекарственных, ароматических трав с плодово-ягодными, декоративными насаждениями и огородами;
  • живописное сочетание регулярной планировки отдельных частей усадьбы с природой в зависимости от особенностей рельефа и открывающегося ландшафта;
  • придание всему ансамблю своеобразного “сельского” облика за счет расположения главных построек не по центральной оси симметрии усадьбы;
  • отсутствие единого ансамбля в расположении садов в усадьбе и в сочетании с архитектурным замыслом;
  • разбивка садов в виде отдельных вкраплений в нетронутый лесной массив с соблюдением внутри каждого сада регулярной планировки;
  • ограждение садов-огородов живой изгородью, частоколом для придания им замкнутого характера;
  • широкое использование дерева в “малых формах” (“теремах”, оградах и т.п.);
  • яркая цветовая насыщенность.

Основные приемы композиции русских садов-огородов XVI-XVII вв. не потеряли своего значения и в последующий исторический период – правление Петра I, который характеризовался необычайным подъемом садово-паркового искусства. Петр I считал необходимым разводить в Петербурге и его окрестностях сады, цветники, огороды.

Фото Антона Папкова

На смену исключительно утилитарному садоводству пришло строительство садов и парков, украшаемых сначала в регулярном (французском), затем в пейзажном (английском) стиле. Строгую уравновешенность элементов Потешного, Просяного, Виноградного и др. садов сменила асимметричность композиций с направленностью в сторону водных пространств и открытием дальних пейзажных видов. Возросли размеры садово-огородных ансамблей. При этом богатое оформление получили не только царские, но и небольшие пригородные и загородные дворянские усадьбы. Сложные детали регулярного стиля (зеленые стриженые стены, крытые аллеи, фонтаны, пруды, причудливые партеры) составляли обязательную принадлежность каждой усадьбы и даже обычные приусадебные участки превращали в подлинные произведения искусств.

В усадьбах XVIII в. сады-огороды уже нередко разделяли на две части: парадную для развлечения, отдыха и хозяйственную. Во второй большое внимание уделялось разведению огородов. В регулярных садах прямоугольной формы, окаймленных стрижеными зелеными стенами, под огород использовали внутреннее пространство боскетов. Часто в центре каждого сада располагался цветник, который иногда заменяли водоемом.

В 1714 г. в Петербурге на Вороньем острове Петром I был основан аптекарский огород в регулярном стиле с разбивкой на ряд прямоугольных участков. В нем выращивалось до 300 видов лекарственных растений, которыми снабжали аптеки. Этот огород был открыт не каждому, а только тем, кто занимался ботаникой, медициной и впервые имел исключительно научное значение. За сравнительно короткий срок здесь была создана ценнейшая коллекция древесных, кустарниковых пород и лекарственных трав. Иностранцы, осматривающие аптекарский огород, отмечали, что уже в 30-х годах по богатству видового состава он превосходил подобные сады в европейских странах. Позднее аптекарский огород был преобразован в Санкт-Петербургский ботанический сад.

Пристрастие царя к полезным растениям проявилось и в его прибалтийских усадьбах. Так, например, известно, что в Петергольме (1720-1721 гг.) выращивалось большое количество ароматических и лекарственных трав, а “кухонный” огород занимал немалую площадь хозяйственной части усадьбы.

Основные приемы планировки усадьбы при Петре I:

  • сохранение регулярности композиций, разбивка территории на прямоугольные и квадратные участки в сочетании со свободной пейзажной планировкой;
  • отведение красоте природного пейзажа ведущей роли в общем композиционном решении усадьбы;
  • перестановка партера на второй план;
  • сочетание утилитарных целей с художественными задачами;
  • наличие единого ансамбля, подчиненного основному сооружению – барскому дому, занимающему центральное положение на главной оси усадьбы;
  • размах и усложнение пространственного композиционного решения;
  • более роскошное убранство садов-огородов в первую очередь за счет введения эффектных водных элементов (фонтанов, каскадов, водоемов), а также газонов;
  • сохранение замкнутости огорода, часто за счет формованной живой изгороди; использование под огороды внутреннего пространства боскетов;
  • высокий художественный уровень устройства элементов усадьбы;
  • разделение усадьбы на две части: парадную и хозяйственную.

В помещичьей усадьбе XIX в. сохранялось традиционное  соединение утилитарных и эстетических функций. Овощи и цветы – сочетание практичности и красоты создавало неповторимый колорит русской усадьбы этого времени! Различие между усадьбами XVII-XVIII и XIX вв. заключалось в том, что “сначала декоративный элемент был как бы вкраплением в общий хозяйственный “фон”, а позже, напротив, отдельные утилитарные элементы включались в общий ансамбль усадьбы, строящейся по законам художественной композиции. Затейливые беседки –“чердаки” среди плодовых деревьев, яблони в боскетах Царского Села, ягодные кустарники, овощные грядки в регулярных партерах, сложный декоративный рисунок аптекарских огородов… — все это предметы давних традиций, сложившихся ещё в боярских вотчинах и монастырях и связанных с эстетическим осмыслением утилитарных функций сада” (Вергунов, 1988).

Социалистический период хозяйствования ХХ столетия характеризовался резким разграничением посадок на декоративные и хозяйственные, которое, в первую очередь, прослеживалось в сельском подворье. Значительную часть площади в нем занимал огород. Причем с ростом экономической нестабильности в стране его площадь все более расширялась, вытесняя декоративные растения. В связи с потребностью в максимальном урожае основных овощных культур, размещение растений основывалось на агротехнических требованиях и было лишено какой бы то ни было декоративности. С массовым получением земельных наделов в конце ХХ столетия, желанием и возможностями владельцев устроить усадьбу по своему вкусу возрастает интерес к архитектуре строений и растительному оформлению. У некоторых хозяев отпадает необходимость в большом огороде, у других площадь оказывается недостаточной для отведения под огород, сад, цветники или другие элементы озеленения отдельных участков. Поэтому неслучайно возрождается тенденция смешанных посадок и на первый план вновь выходит декоративное размещение растений.

published on cemicvet.ru according to the materials 7dach.ru


Источник: Декоративный огород — как это делали наши предки
Автор:
Теги: введение архитектура Время огород ансамбль Сад огрод

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства