Евгений Князев: «В жизни все мистика!»
В кино он сыграл Мессинга, Пастернака, Сталина, Троцкого… Сыграл бы гораздо больше, если бы не высокая, важная и очень ответственная должность.
Вот уже 18 лет замечательный актер, премьер Вахтанговского театра Евгений Князев является ректором Щукинского училища. Он точно знает, из какого сора… рождаются все лучшие актеры.
- Евгений Владимирович, как ректор, вы, наверное, владеете статистикой. Можете сказать, какой процент студентов «Щуки» впоследствии добивается успеха?
- У нас такой статистики нет. Но вообще успех - понятие относительное. Для кого-то успех - стать хорошим артистом, а для кого-то - известным. И это, поверьте, не одно и то же. У нас в стране много регионов, в каждом есть свои театры и в каждом театре работают замечательные артисты. Они очень хорошие, но, к сожалению, не настолько популярны, как хотелось бы. И что, я должен плохо о них отзываться? Боже сохрани! Я до такой степени уважаю их беззаветное служение искусству! Именно они составляют славу региональных театров. На этих артистов ходит зритель, их знают, любят, у них огромное количество поклонников. Поэтому быть хорошим и быть медийным артистом - это разные вещи. Своим ученикам я постоянно говорю о трудолюбии, а не о том, как стать популярным и продать себя подороже. Трудолюбие - это главное качество в актерской профессии.
- А как же счастливый случай, о котором так любят рассказывать актеры?
- На счастливый случай надо рассчитывать в самый последний момент. Потому что случай может подвернуться, а подготовки нет, и случай упущен. Да, удача в жизни важна. Но выбирает она того, кто к ней готов, и не дается всякому. Кто знает, может быть, тому молодому человеку и дался тот самый случай, а он не сумел им воспользоваться, не смог соответствовать моменту. Его позвали на пробы, а он плохо показался. Ему дали роль, а она у него не получилась. Да, может быть, это и был тот самый шанс, после которого судьба развивается по совершенно другому сценарию, но он его упустил... Вообще считаю, что в жизни рассчитывать на авось очень глупо. Солнце светит для всех одинаково, и полагаться только на одно сплошное везение как-то неправильно. Нужно быть подготовленным, трудолюбивым, упорным и мечтать о том самом случае.
- А в вашей жизни такое случалось, когда счастливый случай решал судьбу?
- Могу назвать счастливыми моментами в жизни встречи с очень талантливыми режиссерами, когда меня позвали на ту или иную удачную роль. Или, например, я хотел всю жизнь работать в Театре имени Вахтангова… и продолжаю работать в нем по сей день. Разве это не счастливый случай?
«УСПЕХА ДОБЬЮТСЯ ТОЛЬКО 10-15 ПРОЦЕНТОВ»
- Вы работаете с молодежью, знаете ее хорошо. А многие сегодня жалуются, что молодежь у нас пустая, бездуховная, поверхностная, кроме интернета, ее ничего не интересует…
- Это не так, молодежь вся разная. И мы не можем говорить о российской молодежи как об одной большой толпе. У всех настолько разные жизненные устремления и убеждения, что сводить к единому знаменателю будет неверно. Если же говорить о молодежи нашего института, то ребята совершенно неповерхностные - они начитанные, целеустремленные.
Кстати, с интернетом и я дружу. Был бы глуп, если бы не умел сегодня пользоваться этим важным инструментом. Не отрицаю необходимость и социальных сетей - это данность времени. Просто во всем нужно знать меру. Я не пользуюсь соцсетями активно, но это прекрасная возможность быть на связи со зрителями. Они пишут о том, что были на каком-то моем спектакле, видели мои роли в кино, высказывают свое мнение, и это мне приятно и дорого. Так что обобщать не нужно.
- Вопрос, может быть, вам покажется странным, но не слишком ли много артистов выпускается в нашей стране?
- А разве не много юристов, литературоведов, театроведов, журналистов?.. Очень много! Поэтому и конкуренция сумасшедшая. Но добьются успеха только 10-15 процентов. Остальных жизнь определит как-то по-своему. И так во всем мире, не только в России. А если не попал в эти 10-15 процентов, то что остается? Либо искать другую профессию, либо делать все возможное, чтобы быть востребованным в своей. Профессионализм нужно доказывать ежедневно! И опять повторюсь, самое главное в нашей профессии - трудолюбие, терпение и только потом талант.
- Но и трудолюбивым не всем везет. Уж слишком зависимая профессия…
- Да. Будут те, кто получит успех и славу, и те, кто станет сетовать и говорить, как им в жизни не повезло. Ну что ж, пусть жалуются. Поверьте, и 30 лет, и 50 лет назад были такие, кому не повезло. Может быть, потому, что не услышали себя, пошли не по тому пути. Ведь в жизни очень важно сделать правильный выбор. Мое мнение такое: люди сами виноваты в том, что им не повезло. Известный писатель Паоло Коэльо сказал: «Идите в ту дверь, которая вам открывается». Я с ним совершенно согласен. Но многие почему-то пытаются биться именно в закрытую дверь…
И потом почему все артисты рвутся в Москву? Откуда такое желание работать только в столичных театрах? У нас в стране 89 регионов! В каждом городе есть свой театр, и в каждом театре работают прекрасные артисты. Я был в Иркутске, Новосибирске - там замечательные драматические театры. Но молодое поколение хочет состояться именно здесь. А если так, то тогда, как в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», будь лучшим!
«БУДЕМ ИГРАТЬ «ВОЙНУ И МИР»
- Евгений Владимирович, в кино вы дважды сыграли Вольфа Мессинга. Как сроднились с этим таинственным персонажем и что для вас мистика?
- Режиссер Владимир Краснопольский позвонил мне за год до начала съемок и попросил, чтобы следующее лето я ничем не занимал, потому что он собирается снимать фильм о Вольфе Мессинге. Я об этом провидце знал крайне мало, но предложение показалось интересным, роль - необычной и довольно сложной... А что касается мистики, то я к ней отношусь совершенно спокойно. По правде говоря, в жизни все мистика. Иногда случаются вещи, о которых даже мечтать не мог!..
Разве не мистика, что я попал в музей Лермонтова в Пятигорске именно в день его гибели? Каждый год в день рождения и в день смерти поэта сотрудники музея устраивают яркое событие - встречу с его почитателями. И я оказался там именно в этот знаковый день. Произошло это во время поездки на кинофестиваль «Хрустальный Источник»... А мистика это была или подарок судьбы, когда одна зрительница принесла мне программку со спектакля «Роза и Крест», которую хранила с 1982 года! Чудо, что она ее берегла столько лет. А для меня эта программка олицетворяет всю мою жизнь! Ведь именно в 1982 году главный режиссер Вахтанговского пригласил меня в прославленную труппу театра. И для меня ввод на роль Гаэтана в спектакль «Роза и Крест» стал успешным. Вы не представляете, какие яркие воспоминания нахлынули, когда я увидел эту программку…
- А сейчас вы показали спектакль «Суббота, воскресенье, понедельник». Вам близок герой, которого играете?
- Мы, артисты, особо не выбираем роли, но я благодарен режиссеру из Италии Луке де Фуско, который увидел нас с Ириной Купченко в этой комедии. Он хотел, чтобы мы сыграли одну из лучших пьес Эдуардо Де Филиппо, в Италии этот драматург считается чуть ли не Чеховым. И я рад, что сюжет постановки нашел горячий отклик у зрителей. Оказалось, что действие, происходящее в спектакле, где все ссорятся, ревнуют, а потом шумно мирятся, характерно практически для каждой
семьи. Это так узнаваемо, недаром все семьи похожи друг на друга, как однажды написал Лев Толстой.
- А как вам работалось с Ириной Купченко?
- Она уникальная актриса! Впервые нас соединил Римас Туминас в спектакле «Филумена Мартурано», это тоже пьеса Эдуардо Де Филиппо. Потом вместе мы участвовали в спектакле «Пристань»… Поначалу мне казалось, что Ире будет сложно сыграть темпераментную итальянку, до такой степени она тонкая и глубокая актриса психологического звучания. Но это был такой правильный выбор! Потому что Ира не играла разнузданность или развязность простой неаполитанки. Она была женщина! Ее хотелось любить, и я ее любил беззаветно. Ведь это спектакль про любовь, про семейные взаимоотношения, которые строятся только на любви. И я очень рад, что зрителям он нравится, у нас всегда полный зал.
- Ну а в этом сезоне чем удивлять будете?
- К столетию театра репетируем новый спектакль «Война и мир». Режиссер-постановщик - Римас Туминас. В планах театра потрясающая, грандиозная премьера!..
Анжела Якубовская
Фото: А. Авилов/Агентство «Москва»
Комментарии (0)