Первым стреляет тот, кто стреляет первым, остальное придумывается в оправдание.
(А. Азольский)
Отсутствие противокорабельных ракет на современных кораблях стран НАТО не имеет достойного объяснения.
Уважаемые читатели могут усомниться в правдивости заявления. Указав на существующие Naval Strike Missile (NSM), «Экзосет» или AGM-84 «Гарпун». Однако противоречий здесь нет. Все перечисленные образцы ПКР предстают невзрачными изделиями на фоне отечественных ЗМ55 «Оникс» или ЗМ80 «Москит». Любое из сравнений покажет значимые различия по одному или сразу нескольким показателям (дальности и скорости полета, размерам, мощности боевой части). Различия слишком заметны, чтобы закрывать на них глаза.
Эсминец «Дефендер» должен быть вооружен по проекту восемью ПКР «Гарпун».
Вы заметили ПУ на его верхней палубе?
Словно подтверждая высказанные сомнения в боевой ценности ПКР, западные флоты не торопятся размещать их на кораблях. Выделенные штатные места пустуют на протяжении многих лет. Даже на
Возникает вопрос — каковы будут действия кораблей НАТО при встрече с надводным противником? «Дефендер» против «Горшкова». Слишком нереально? Представим любую ситуацию, когда возникнет необходимость выстрелить в корабль.
Если морские сражения навсегда остались в прошлом, зачем наши корабли сохраняют на вооружении «Ониксы» и противокорабельные «Калибры» (ЗМ14)?
Разве подлежит сомнению тот факт, что одним из главных назначений ВМФ является ведение боевых действий на море? Участие в противостоянии с другими флотами.
В западных странах тематика противокорабельных ракет (ПКР) получила развитие с 15-летней задержкой. На это имелись свои основания, которые мы обсудим чуть ниже. Удивляет другой момент. По прошествии полувека ни одна из зарубежных разработок не приблизилась к отечественным. А сами ПКР почему-то стали исчезать из номенклатуры вооружений современных кораблей.
Обратимся ненадолго к
Давид и Голиаф
В феврале 1957 года эсминец «Бедовый» произвёл первый в мире пуск ПКР с надводного носителя.
Корабельный снаряд «Щука» (лаконично — КСЩ) мог доставить 620 кг боевую часть на расстояние в десятки километров. Дистанция на практике определялась средствами целеуказания. 40 км при прямой видимости и до 100 км при получении ЦУ от внешних источников.
Первое значение почти вдвое превышало дистанцию, с которой были сделаны рекордные выстрелы корабельной артиллерии (например, при потоплении «Глориеса»). Второе значение лежало далеко за пределами возможностей самого крупного калибра.
Тучный силуэт «Щуки», с торчавшими повсюду антеннами и следами от разъёмов, даже не пытался следовать требованиям аэродинамики. В качестве маршевой двигательной установки применялся двигатель от самолета Як-25 с остаточным моторесурсом 5 часов.
Главное — оно летало и могло топить корабли. Настоящее оружие «русских варваров»!
«Щуки» носились над черноморским полигоном вблизи Феодосии, разрубая катера-мишени и остовы недостроенных и списанных кораблей. История создания КСЩ относилась к середине 1950-х, когда флот «вероятного противника» состоял из проектов военных лет. В таких условиях 600 кг боевая часть была признана малоэффективной при обычном попадании в надводный борт. КСЩ имела отделяемую БЧ. Сброшенная в воду рядом с целью, она ударяла ниже ватерлинии. Так выглядела концепция данного оружия.
Достигнутые боевые возможности впечатляли. Новый класс морских вооружений получил немедленное развитие в интересах ВМФ СССР.
Отечественные ПКР всегда сочетали набор экстремальных условий:
А) Большая дальность полета. Из-за невозможности подойти на близкое расстояние к авианосным группировкам США.
Б) Во многих случаях — сверхзвуковая скорость. Противник был очень непрост. Путь к цели пролегал через рубежи эшелонированной ПВО.
В) Боевое оснащение, способное разрушить тысячи тонн металлоконструкций. Корабль — цель с выдающимися размерами.
Для успешного выполнения задачи пришлось отвергнуть принципы гуманизма. Слишком много усилий стоил каждый выход в атаку. И каждое достигнутое попадание должно было оставлять после себя жаркие последствия. Комплекс П-5 — масса боевой части 870 кг. П-70 «Аметист» — боевая часть весила тонну.
В период 1960-х флот получил на вооружение восемь комплексов ПКР, предназначенных для оснащения кораблей и подводных лодок. Дозвуковые и со сверхзвуковой скоростью полета. С обычным и термоядерным боевым оснащением. С маловысотным профилем и подводным запуском («Аметист»).
Конструкторская мысль двигалась дальше. Среди перспективных проектов выделялась Р-27К с дальностью применения 900 км. Первая в мире баллистическая ракета, атакующая корабли с космических высот. В качестве «радиомаяков» для неё выступали радары и излучающие антенные устройства на борту кораблей авианосной группировки.
Зарубежные ВМС не имели понятия о подобном оружии. В то время только итальянцы испытывали свою Nettuno с дальностью пуска 10 км.
Надежда на авиацию
Американский способ расправы с надводными кораблями не изменился. Самолеты по-прежнему имели все шансы расправиться с кораблем при помощи обычных вооружений. Так же как топили «Ямато» и «Мусаси».
С гигантами прошлого приходилось «возиться», поражая их торпедами в подводную часть. Современные алюминиевые надстройки можно было разнести одним попаданием. При этом «Фантом» мог за один заход сбросить на цель несколько тонн бомб — больше, чем эскадрилья поршневых самолетов под Мидуэем.
Опасность такой угрозы подтвердил Фолклендский конфликт.
Атака аргентинских «Скайхоков». Без всяких сложных приёмов. Бесстрашно, в лобовую!
«Скайхок» — дозвуковой штурмовик, поднявшийся в воздух в 1954 году. Его напарник «Даггер» («Мираж V») являлся упрощённой версией «Мираж III» без радара. За четверть века до того, как эта техника оказалась в распоряжении Аргентины, она составляла основу парка ВВС и авиации ВМС стран «первого мира».
К счастью, история не имела сослагательного наклонения. И нашим морякам не пришлось видеть боевой заход «Скайхоков» с белыми звёздами.
К середине 1960-х компанию «чугункам» серии MK.80 могли составить планирующие управляемые бомбы «Уоллай», противорадарные «Шрайки» и различные средства радиоподавления.
Насколько реалистично применение этих средств против кораблей?
В 1972 году пара «Шрайков» случайным образом навелись на крейсер «Уорден» у берегов Вьетнама. Близкие взрывы повредили настройку. По мнению командира, крейсер утратил 2/3 боевых возможностей.
О применении тактических ракет «воздух-поверхность» против кораблей известно немного. Например, однажды патрульный «Орион» выпустил «Мэврик» по ливийскому сторожевику.
В общем, за океаном не испытывали нужды в каких-либо «сверхракетах». В свою очередь, советские противокорабельные комплексы являлись «ассиметричным ответом» в условиях холодной войны.
У остальных членов НАТО в то время просто не имелось средств, чтобы выражать в данном вопросе своё мнение.
И каждый из соперников видел положительные черты собственного решения. Пока потопление израильского «Эйлата» (1967) не заставило весь мир по-новому взглянуть на применение ПКР.
Корабли начали учиться воевать с кораблями
Начисто утраченный навык. Чем воевать, если ничего нет?
Ситуация начала меняться в первой половине 70-х гг. Первые противокорабельные ракеты появились на катерах ВМС Израиля. Концепция ПКР «Габриэль» содержала важную особенность: полет на малой высоте. В остальном Израиль делал ракету под собственные задачи, поэтому дальность 20-30 километров и 100 кг боевая часть не вызывали особых вопросов.
Горящий «Илья Мечников» после удара израильских ВМС. В советское судно попало две ракеты «Габриэль» (Тартус, 1973 г.)
После жаркого дебюта в войне Судного Дня «Габриэль» превратился в коммерчески успешное семейство ПКР и поступил на вооружение по всему миру. Среди наших соседей эту ракету выбрали Азербайджан и Эстония. Прибалты получили современное пятое поколение «Габриэль» с совершенно другими возможностями. Боевая часть 240 кг и дальность пуска 400 км.
Настоящим бестселлером на мировом рынке вооружений стала другая ПКР, созданная в Западной Европе. Точнее, таких было две. Совместный франко-итальянский проект, в результате которого появились две похожие (и непохожие) ракеты «Отомат» и «Экзосет». Первая даже сохранила в своём названии память об истоках проекта (OTO Melara MATra).
В основе обеих лежал баланс между стоимостью, компактностью и боевыми качествами. Проекты имели коммерческую составляющую, что подразумевало экспорт и совместимость с широким спектром носителей.
Требования к дальности определялись назначением и наличествующими средствами ЦУ. Итальянский «Отомат» обладал большими значениями (150-180 км) за счёт применения турбореактивного двигателя. «Экзосет» использовал твердотопливный ракетный двигатель (ТТРД). Дальность пуска с надводных носителей не превышала 40 км. Никаких лишних деталей, трудоёмкой предстартовой подготовки и обмена данными в полете. Выстрелил — и забыл.
Французская ракета оказалась настолько практичной, что поступила на вооружение 30 государств мира. А её раннее и успешное применение в боевых действиях ещё сильней укрепило положение «Экзосета» на мировом рынке вооружений. Ракету закупали все, начиная от ВМС Великобритании и Германии и заканчивая ВМС Камеруна.
Многих заказчиков заинтересовал авиационный вариант ПКР для применения самолетами тактической авиации. Здесь твердотопливный «Экзосет» (AM.39) остался просто вне конкуренции. Этот вариант был первым брошен в бой и первым добился успехов.
Базовый вариант (MM.38) был использован для вооружения кораблей любого класса — от катеров до эсминцев. Среди малоизвестных примеров — MM.38 применялись в составе берегового комплекса «Экскалибур», защищавшего подходы к Гибралтару.
В довесок был создан вариант для запуска из торпедных аппаратов подводных лодок (SM.39)
Что касается итальянской ракеты «Отомат», она существует только в качестве оружия надводных кораблей.
Перечисление всех вариантов размещения и возможных носителей «Экзосета» заслуживает отдельной статьи. В настоящее время сохраняется тенденция, направленная на постепенный отказ от ПКР на борту кораблей. И без того не самые мощные ракеты попадают под активное сокращение. Например, французы элегантно изъяли по два «Экзосета» из арсеналов своих эсминцев (установлено шесть вместо положенных по проекту восьми ракет).
«Отомат» и «Экзосет» — дозвуковые ракеты. Эффективное преодоление ПВО в обоих случаях достигается за счёт высокой скрытности. Ракеты подходят к цели на сверхмалой высоте, летя над гребнями волн.
Здесь снова преимущество у твердотопливного «Экзосета». Его двигатель стабильно работает на минимальной высоте, в любую погоду. Невзирая на водяные брызги и штормовое предупреждение.
Французы долго придерживались своих принципов и сдались только с наступлением нового века. В 2004 году был представлен «Экзосет» (MM.40 Блок 3) с традиционным турбореактивным двигателем. Дальность полета выросла до 200 км. И всё встало на свои места. Некогда самая оригинальная ПКР растворилась во множестве безликих проектов.
Создатели «Экзосета» не планировали топить одним попаданием авианосец. Цель не обязательно было разрывать на куски. Чтобы «поцарапать» хлипкий эсминец или фрегат, построенный по стандартам 60-х годов, должно было хватить БЧ размером с авиабомбу среднего калибра.
В реальности боевая часть французских ракет в половине случаев не взрывалась. Проблемы со взрывателями — классика боевых действий всех времен. Купившие «Экзосет» злого умысла здесь не заметили. Популярность французского оружия только увеличивалась, покупателей уже впечатлял сам факт попадания в цель. Тем более встреча с «Летающей рыбой» ни разу не прошла без последствий.
Перед вами неразорвавшаяся боевая часть ПКР «Экзосет», извлечённая из внутренностей фрегата «Старк». На корпусе БЧ заметны воронки — настоящий «кумулятивный дробовик»!
На самом деле кумулятивный эффект требует воронок иной формы, а сама кумулятивная струя бесполезна на открытом пространстве, при воздействии на внутренние помещения корабля.
Разработчики «Экзосета», вероятно, подразумевали фрагментацию боевой части с образованием тяжелых осколков на выбранных направлениях. «Ударное ядро»? Такое сравнение будет некорректным. Термин «ударное ядро» принадлежит боеприпасам особой, экзотической конструкции.
Всего лишь осколочно-фугасная боевая часть. Изящные выемки на корпусе сделаны, чтобы 165 кг штуковина смогла оставить на корабле более заметные царапины.
Как показала практика, все эти игры не стоили свеч. Боевая часть оказалась слишком слаба. И основная угроза исходила от работающего двигателя и остатков топлива. Дважды атакованному фрегату «Старк» повезло гораздо сильней, чем эсминцу «Ковентри», в которого попал единственный «Экзосет».
В случае со «Старком» взрыв второй ракеты погасил пожар, возникший от застрявшего в корпусе «Экзосета». Значительно уменьшив площадь возгорания.
Вот такие замечательные ракеты поступили на вооружение десятков государств мира. Они идеально подходили, чтобы «лупить» по целям в локальных конфликтах. Но это имело мало отношения к морскому противостоянию настоящих «сверхдержав».
О том, как развивались события в дальнейшем и к чему это привело, мы поговорим во второй части статьи.
Противокорабельные возможности фрегата «Форбин» представлены ПКР «Экзосет».
Достойное оружие для современного корабля водоизмещением 7000 тонн!
Ракета комплекса П-1000 «Вулкан». Фото: Дмитрий Стогний
Автор: Олег Капцов
Комментарии (0)