Матриархат и патриархат: разница в устремленности на преобразование природы и общества
Возведение Гебёкли-Тепе. Реконструкция.
Матриархат и патриархат, две формы устройства общества. Матриархат древнейшая. На сегодня сохранился у отдельных архаичных племен. Патриархальное же общество, как говорят специалисты, пришло ему на смену, так, что явления жизни обоих очень часто противопоставляют (противостоят) друг другу. В литературе, говоря о чертах матриархата или патриархата, приводят такие признаки как: роль женщины и мужчины в семье, определение родства детей, круг их занятий.
Эти описания объемны, но всегда оставляют ощущение второстепенности приводимых свойств, их подчиненности другим – главным. Возникает ощущение непроясненности: трудно вообразить себе картину жизни в каждом случае, каковы важнейшие черты каждого, в чем главное их различие. В то же время, в смене этих форм видят переход от древности к современности. Я попытался прояснить для себя это непонимание, охарактеризовав важнейшие черты, присущие обществам обоих форм, основываясь на данных историков и здравом смысле.
Матриархат и патриархат – две формы устройства общества, определяющие различные для каждого случая отношения между членами общества, к окружающему миру, к потусторонним для человека силам.
Для матриархата характерно поклонение матери и земле с объединяющей их способностью рожать. Эта обожествляемая способность дается природой. Частью которой и ощущает себя человек. Из её стихий находит божества, главнейший из которых и воплощен в образе матери-земли. Земля по гречески «хтон», соответственно, божества этого периода хтонические и являются древнейшими для цивилизации.
Всю свою жизнь человек связывает с ними, по ним себя строит. Природа задат жизнь и забирает её. Она благосклонна и сурова. Эти черты в ней слиты. Также как и в матери: любит, но бывает строга. Это жизнь в гармонии с природой, т.е. принятие всех проявлений, не покушаясь на их укрощение. Природа священна, поэтому не должна преобразовываться, а сохраняться. Все творчество общества и отдельных людей направлено на подстраивание под природные условия. Сознание людей этой эпохи, как-бы, приземлено.
Соответственно, религиозный ритуал есть выражение любви к природе и имеет цель сблизиться с ней, слиться. Очевидно, что в этом случае природные свойства человека должны быть задействованы полностью, находя крайнее свое проявление в оргиях.
Придание природе священного характера задает соответствующие шаблоны поведения: образ жизни задает воспроизводство в ширь (численно и по территории), повторяя, тем самым, дородную мать, а также воспроизводство существующей социальной формы, с постепенным заполнением пространства.
Рис. 1. Скульптура из пещеры ХёлеФельс (35-40 т.лет)
Так, поселение Чатал-гуюк согласно реконструции представляло собой ~ в 6000 г. до н.э. скопище однотипных простых домов, каждый из которых в силах построить 1 семья.
Рис. 2. Поселение Чатал-Гуюк. Реконструкция.
В таком обществе не требуется соорганизация крупных коллективов. Соответственно, нет необходимости и в иерархии. Все равны, все дети одной матери.
По иному обстоит дело при патриархате. Его укоренение традиционно связывают со «вторжением» индоевропейских племен на территорию современной Европы и Азии, относя их где-то к 5 тысячному году до н.э. Они принесли с собой новых богов, которые либо вытеснили старых, либо вобрали их на подчиненном положении. Как изменилось общество?
Мне кажется, что главное изменение произошло в объекте религиозного поклонения, который (которые) стал надмировым, т.е. потерял увязанность с природой. В ответ человек получил творческий импульс по отношению к миру: к природе и обществу. Возможность переустраивать их по своевому желанию: проявлять волю вмешиваться и понимать зачем это.
Уже само «вторжение», хоть и длилось столетия, предполагает некую целеустремленность массы, что противостоит спонтанности подстраивания под природные условия. «Поселение» в головы этой целеустремленности, по моему, должно было сопровождаться тем, что люди, как бы, обращали свой взгляд от земли в сторону неба.
Т.е. отличительная черта патриархата своеволие над природой и обществом. Сответственно, природные черты человека здесь не будут пестоваться, а на первый план выходит некое возышенное чувство сопричастности богам.
Олицетворение патриархальной воли я усматриваю в данном изображении.
Рис. 3. Город Урук в конце 3 тыс. до н.э. Реконструкция.
Город весьма походит на приведенный выше Чатал-Гуюк, кроме дворца. Таковой нельзя построить силами матриархальной общины. Здесь требуется организация большой массы людей, разделенной по иерархии, и волевым образом воплощающей задумку «отца».
published on
Комментарии (0)