За советами этого человека по обустройству сада выстраиваются огромные очереди, клиенты стремятся «заполучить» его в свои руки по всей Европе и Америке.
Фото с сайта oudolf.com
Это Пит Удольф! Главный идеолог садоводства новой волны в стиле Naturgarden, по чьей концепции были разбиты модные сады в Лондоне, Бонне, Роттердаме, Барселоне, Нью-Йорке и Венеции.
Начало пути
Пит Удольф родился в 1944 году в провинции Северная Голландия, в городе Харлем. Кем только он не успел поработать в молодости: моряком, барменом, продавцом, официантом и даже сталелитейщиком. Как уже можно понять из этого «разношерстного» списка, склонности к садоводству у будущего дизайнера не было. Смена профессиональных ориентиров произошла чисто случайно. Удольф устроился разнорабочим в питомник растений. На тот момент ему было 26 лет. Поработав в питомнике, Пит понял, что влюбился в растения, и больше ничего искать не надо. Нужно просто развиваться в этом направлении. Он записывается в школу ландшафтного дизайна и через четыре года получает соответствующее образование.
Затем Удольф открывает собственное дело – небольшую компанию, оказывающую услуги по обустройству садов. В материальном плане компания окупила себя – желающих иметь красивый, ухоженный сад было много. А вот профессионального удовлетворения мастер не получал. Все заказы были однотипны: тщательно подстриженные газоны, четкие формы цветников с розами – в общем, классический английский сад. Художественный взгляд Пита и его желание творить выходило за рамки искусственного моделирования с последующим поддержанием идеальной формы. Его сад должен быть свободным, спонтанным, близким к природе и красивым в любое время года.
«Английский сад не имеет ничего общего с экологией – он требует постоянного ухода. Он диктует что нужно делать каждую минуту, каждый день, каждую неделю».
Чтобы экспериментировать с ландшафтными формами и селекцией, Пит с женой Ани переезжают в деревню Хуммело.
Итогом этих экспериментов стали совершенно ясная концепция сада новой волны (о ней мы поговорим позже) и более 70 выведенных сортов растений, среди которых знаменитый шалфей Dear Anja, названный Удольфом в честь любимой жены, и буквица Hummelo — в честь места, в котором они долго жили.
На сегодняшний день у 72-летнего дизайнера внушительное портфолио проектов и наград:
- работа с Мин Рёйс (уважаемой дамы в кругах голландского ландшафтного дизайна),
- проектирование парка «Миллениум» в Чикаго совместно с Жаклин ван дер Клут,
- сад для временного павильона лондонской галереи Serpentine,
- Сад Памяти в парке Battery в Манхеттене,
- променад High Line в Нью-Йорке и еще множество интересных и заслуживающих внимания садов;
Пит Удольф — лауреат European Garden Award, почетный член RIBA и др.
Основные положения концепции строения сада
Удольфианский сад (именно такой термин все чаще и чаще проскальзывает на просторах интернета и в изданиях по ландшафтному дизайну) только на первый взгляд хаотичен. Все как будто бы само выросло и продолжает расти дальше. На самом деле это четко выстроенная и концепция. Вот несколько базовых положений, по которым Пит строит свои сады.
1. Прежде всего должна проводиться работа с формами растений
Нужно полностью задействовать все «архитектурные» возможности того или иного вида. В связи с этим Пит выделяет несколько групп растений:
- Шаровидной формы
Как уже ясно из названия, это растения с шарообразными соцветиями. Их цель – выглядывать из-за зелени, «играть» на закатном солнце.
Дизайнер рекомендует использовать короставник македонский, монарду двудомную, кровохлебку лекарственную и пр. Но его фаворит –мордовник с мелкими синими или голубыми цветками, собранными в шар, и колючими листьями.
- Остроконечной формы («свечки»)
Соцветия неширокие, устремленные вверх, напоминающие готические шпили. Сред них: наперстянка, сальвия, вертикальные злаки, вероникаструм виргинский, дербенник и шалфей.
- Зонтичной формы
Тут все просто соцветия похожи на зонтики, и у большинства ассоциируются с дикой природой, которую не тронула рука селекционера. Тысячелистник, дягиль, лихнис халцедонский, ну и, конечно же, знакомые всем фенхель, любисток и кашка.
- Экраны
Полупрозрачные растения с неяркой текстурой. Они призваны сгладить, смягчить краски своих «соседей». Это опять же злаки (например, ковыль), некоторые виды василистника, рута душистая и вербена.
- Ромашки
Под этим понятием у Пита объединен все растения, имеющие соцветия-солнышки, как у ромашек: эхинацея, а также новоанглийские или новобельгийские астры.
- Метелки и перья
Тут название тоже говорит само за себя. В эту группу господин Удольф поместил растения с мягкими формами, похожими на перья или метелочки.
Любимица Пита – астильба, а также таволга болотная и другие растения, подобной текстуры.
2. Сад должен быть прекрасен круглый год
Идеальный сад Пита Удольфа – «сад четырех сезонов». Он считает нецелесообразным ходить по саду с секатором и отрезать то, что уже отцвело, чтобы ненужные соцветия и веточки не портили общую картину. Все нужно задействовать.
Поэтому дизайнер отдает предпочтение высадке растений разного периода цветения по следующей (приблизительной) формуле:
- 30% — цветущих весной,
- 40% — летом,
- 25% — осенью,
- а остаток приходится на зимние «украшения». Ведь сад поздней осенью и зимой не менее прекрасен.
Интересно: Самый надежный способ проверить, хорош ли сад, – это сделать его черно-белую фотографию. Вот такое интересное мнение у Пита Удольфа. Если на таком фото сад выглядит «приятно», значит, все сделано правильно.
3. Правило «70 на 30»
Согласно ему Пит разделяет все растения на структурообразующие и наполнители. Структурообразующие могут цвести до поздней осени – они главные в саду. А вот у наполнителей короткий период цветения.
Говоря проще, основа – это холодоустойчивые многолетники и злаки, а украшение (правда, недолгое) – однолетники.
4. Правило «пирога»
Еще одна интересная идея мастера. Он предлагает сравнить сад с пирогом. Казалось бы, странно: что общего может быть у садоводства и кулинарии?! Чтобы понять суть этого правила, вспомним, что нужно любой хозяйке, чтобы пирог (или торт, кому что больше нравится) удался? Во-первых, это тесто, которое в процессе выпечки принимает определенную форму, во-вторых — украшения (кондитерские посыпки, орешки, цукаты, кремовые розочки и прочее), без которых пирог не пирог, а торт не торт.
С садом то же самое – у каждой грядки и клумбы есть форма, есть основа (тесто) – в ее качестве Удольф предлагает использовать столь любимые им злаки, а есть украшения – растения с яркими соцветиями. Они должны работать в унисон.
5. Растения высаживаются по уровням
По мнению Удольфа, их может быть два или три. На первом – травы и низкорослые растения, второй – кусты, третий – высокие деревья.
6. Цвета в саду должны быть не только яркими и «вкусными»
Редко кому нравятся темно-желтый и коричневый оттенки в саду, характерные для поздней осени. Уныло? Грустно? Чего-то не хватает, по сравнению с летним буйством красок? А Пит Удольф придерживается другого мнения. Нет в природе ничего некрасивого, у каждого цвета свое обаяние. Дизайнер не видит ничего странного в том, чтобы любоваться поблекшими листьями, сморщенными соцветиями, голыми ветками. Такое видение он почерпнул из философии Хенка Герритсена. Увядает цвет, но остается форма. Поэтому сажать нужно то, что не потеряет привлекательной формы после того, как облетят цветы и листья.
«Ты принимаешь смерть. Ты не убираешь растения из сада, потому что даже отмирающие они выглядят хорошо. И коричневый тоже цвет».
7. Нет ничего предосудительного в столкновении природы и мегаполиса
Небоскребы и «море» шуршащих злаков – почему бы нет?! Пит Удольф – большой любитель вписывать naturgarden в урбанистический пейзаж. Одним из ярких примеров такого странного соседства – парящий парк — променад High Line в Манхеттене.
Заброшенная железнодорожная ветка, проходящая на высоте примерно 10 м, эксплуатировалась последний раз в 1980 году. В 2014 год закончились все работы по ее чудесному превращению в променад длиной 2 с лишним километра. Пит Удольф стремился создать впечатление того, что природа наступает на город и отвоевывает территорию. Поэтому шпалы и рельсы убирать не стали, между ними были высажены цветы и травы. Растения были отобраны по времени цветения. Поэтому цвета и текстуры в парке постоянно меняются.
Это лишь немногие факты об удольфианских садах. На самом деле отдельного обсуждения заслуживают многие идеи Пита, которые, как ни старайся, в один пост не уместить. Поэтому предлагаю подборку книг Пита Удольфа, в которых дизайнер от первого лица излагает свою точку зрения.
Книги Пита Удольфа о ландшафтном дизайне
1. «Дизайн с растениями»/«Designing With Plants», 1999 г. Рассказ о форме, цвете и текстурах. Особое внимание следует уделить главам «Великое» и «Мистицизм».
2. «Сады с травами»/«Gardening With Grasses», 1998 г. Речь идет о садоводстве с активным использованием трав.
3. «Сады во времени и пространстве»/«Planting Design: Gardens in Time and Space», 2005 г. Затрагиваются вопросы подготовки почвы к посадке растений, выбора растений и последующего ухода за ними.
4. «Растения мечты для натурального сада»/«Dream Plants for the Natural Garden», 2000 г. Изложение теории и практики посадок.
5. «Создание натурального сада»/«Planting the Natural Garden», 2003 г. Все о создании натурального сада.
6. «Neues Gartendesign mit Stauden und Grаrsern”. Описание проекта «Gardens of Remembrance in The Battery» в Нью-Йорке.
А как вы относитесь к философии Пита Удольфа, которая отодвигает цвет на второй план, отдавая главную роль текстуре и форме?
published on
Комментарии (0)