Субъективная природа искусства всегда будет вызывать споры. О картинах ли идёт речь, об инсталляциях или даже о музыкальном альбоме — у искусства всегда будут сторонники и критики. Однако иногда искусство из просто провокационного становится оскорбительным. Где же пролегает грань? Быть может, этот список произведений искусства, подвергшихся цензуре, поможет нам ответить на этот вопрос.
В 1980-х гг. Ахерн, белый скульптор, жил и работал в Южном Бронксе. В среде, окружавшей его, он искал вдохновения и создавал скульптуры обычных (чёрных) людей в натуральную величину.
Вскоре его популярность дошла до Департамента по делам культуры города Нью-Йорк, который попросил его сделать скульптуры для отделения полиции. Так родилась экспозиция «Южный Бронкс в бронзе». Но сразу же после её открытия разразился общественный спор о расизме: некоторые обвинили художника в стигматизации людей с другим цветом кожи, другие оспаривали его право на создание «чёрных» скульптур. Обеспокоенный этим спором, художник применил самоцензуру и забрал скульптуры к себе в мастерскую.
В 2010 году Музей современного искусства в Нью-Йорке организовывал выставку «Искусство улиц»; в рамках этой выставки итальянский мастер стрит-арта Blu расписал стену в музее. Художник покрыл всю стену изображениями гробов, покрытых однодолларовыми купюрами. Эта роспись показалась слишком провокационной новому руководству музея, которое немедленно потребовало закрасить стену.
Лангенбах изобразил в скульптуре Билла Клинтона и Монику Левински в ванной. Работа и название скульптуры — скрытая ссылка на то, что произошло между Клинтоном и Левински. Сделанная из переработанных материалов, скульптура была выставлена в Сан-Франциско, где выиграла приз «лучшего произведения на выставке». Такую же награду художник получил в масштабах штата. Однако неделю спустя власти запретили скульптуру как «оскорбительную для некоторых людей и неприличную для детей.
До эпохи хештегов добиться внимания большого числа людей с ограниченными суммами денег было непросто; для этого необходимо было придумать очень и очень креативную рекламу. Gran Fury, пытаясь привлечь внимание к безразличию правительства к жертвам ВИЧ, создал рекламный плакат «Поцелуи не убивают, убивают жадность и равнодушие» в 1989 году. На плакате, вскоре появившемся на билбордах Вашингтона, Нью-Йорка и Чикаго, в том числе были пары смешанных рас и однополые пары. Однако власти городов потребовали снять плакаты, аргументируя это тем, что он «никак не помогает предотвращению распространения ВИЧ».
К 20-й годовщине биеннале в Кванджу корейский художник Хонг Сонг-дам создал это произведение. Он изобразил южнокорейского президента в виде пугала, атакуемого толпой людей. Картина была посвящена общественным волнениям в то время. Люди с оружием изображали родителей погибших на затонувшем пароме MV Sewol. Картина была снята с выставки, и под давлением цензуры подал в отставку президент биеннале Ли Янг-ву.
Термин «человеческий зоопарк» звучит оскорбительно в любых контекстах, какое бы «искусство» это ни изображало. Выставка 2014 года, организованная белым художником из ЮАР Бреттом Бейли, включала живых чёрных людей в клетках и в кандалах (один из них был обнажён). Он утверждал, что его инсталляция была «о гуманизме, о системе дегуманизации, которая поражает всех, вне зависимости от цвета кожи, этнического и культурного бэкграунда». Критики вскоре объявили выставке бойкот, назвав её расистской.
Во время 13-го Международного фестиваля современного искусства цензура снова подняла голову. На этот раз последствия зашли дальше, чем простое удаление возмутителя спокойствия с выставки: весь фестиваль был отменён, директор — отправлен в отставку. Мэрия города Обань потребовала снять с выставки два произведения искусства, сочтя их порнографическими. Это были картина «Любовь» Мари Морель и скульптура, изображающая рожающую женщину в движении (так показывалось рождение художника). Цензуру обвинили в поддержке политических разногласий между мэром и художниками, но в итоге всё привело к закрытию фестиваля.
Японская художница Игараси известна своими скульптурами, мангой и псевдонимом, который переводится примерно как «плохая девочка». В попытке нарушить табу на обсуждение женских гениталий в Японии Игараси создала огромный каяк в форме вагины, сделанный на основе слепка с её собственных гениталий. Позже она начала рассылать 3D-сканы слепка благодарным сторонникам, за что была арестована.
Стэнфорд должна была создать произведение искусства в память о писательнице Коре Харрис для нового Музея искусств Бернарда Цукермана Университета Кеннесо. Всего через две недели после выставления её работа была снята с экспозиции из-за того, что включала упоминание о статье, где Харрис поддерживала суд Линча и расизм.
Когда в начале 2014 года астронома Майка Брауна застрелили в Фергюсоне, группа местных художников, известная как SAGE, изобразила его в граффити. На граффити Браун был в «профессорской» шапочке; рядом с его изображением красовалась надпись «Вряд ли его убили за штаны с мотнёй».
Через несколько недель власти города Трентон уничтожили граффити, утверждая, что оно мешает местным полицейским. На это SAGE ответили, что они всё равно будут продолжать диалог с обществом.
published on
Комментарии (0)