Никто уже и представить себе не может Новый год без его главного символа. Конечно же, речь пойдет о зеленой красавице – ёлке. Но это вечнозеленое дерево далеко не всегда в России ассоциировалось с Рождеством и Новым годом, скорее, наоборот, в народе ему приписывали совсем противоположные магические свойства.
Древние славяне считали, что каждое дерево несет в себе свою особую энергию, которая может быть и не положительной. Главным деревом на Руси всегда являлась береза. А вот ель наши предки называли не иначе, как деревом мертвых. Так слово «ёлс» было образовано от «ель» — обозначало одно из названий лешего или черта, отсюда и пошло народное выражение: «А коего тебе ёлса (черта) надо?». Ель боялись и уважали одновременно. Во время похорон еловыми ветками выстилали дорогу для похоронной процессии, между двумя елками хоронил людей, покончивших собой. Ель никогда не сажали возле избы, считалось, что из-за этого может умерить в семье мужчина. Никому бы и в голову тогда не пришло, что елку можно принести в дом: «смотреть под ёлку» – тяжело болеть; «угодить под ёлку» – умереть.
Выход елки из сумрака начался в 17 веке благодаря Петру I, который в 1699 году после своего первого путешествия по Европе издал указ: по примеру всего прогрессивного мира день «новолетия» (отмечавшийся в России 1 сентября) переносился на 1 января. Теперь вместо символа смерти ель становилась на противоположную сторону, а в домах нужно было вешать «украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Обычный люд таким переменам не особенно обрадовался: тащить в свой дом символ мертвых, мало кому хотелось. Поэтому принято было начать с общественных заведений: кабачки, трактиры, рюмочные. После таких нововведений кабаки даже стали в народе именоваться «ёлками». После смерти государя-реформатора эта традиция сохранилась в основном в питейных заведениях.
Первые елки в домах появились в России в начале XIX века, благодаря петербургским немцам. Со временем в высших кругах общества европейская традиция постепенно начала приживаться. Но речь шла именно о состоятельных гражданах. В русских же деревнях к елке относились с такой же опаской как и раньше. В глубинке вообще мало кто слышал о заморском нововведении, поэтому народная жизнь текла себе, как и столетия назад. Но в 30-х годах XIX века «рождественское дерево» начинает завоёвывать и другие слои общества, так елка появилась практически в каждом доме северной столицы. Своей огромной популярностью елка определенно обязана жене-немке Николая I, именно благодаря императрице рождественское дерево появилось в царском дворце. Цена украшенной елки в те времена могла доходить до трехсот рублей. Отныне в среде богачей начинаются соревнования, целью которых становится самая высокая, пушистая и роскошно украшенная елка. В это же время в Петербурге появляются и первые елочные базары. Традиция ставить украшенную ель постепенно «вытекла» и за пределы столицы, приходя в имения помещиков. Подобные хлопоты пришлись по вкусу и детям, ведь на елку вешали не только игрушки, но и сладости.
Придя к власти, большевики начали ожесточённую борьбу с любыми религиозными символами. В 1929 году они даже отменили Рождество как праздник, а вслед за этим под запрет попала и елка. Специальные патрули следили за тем, чтобы в домах людей не святилось «религиозных пережитков». Но в 1935 году у елки в России начинается новая история, когда партия внезапно решает, что советским людям все же нужен праздник. На смену Рождеству приходит Новый год, и елочные базары наводняют страну, елка становится одним из символов удачи и счастья советского народа. Более того, елка вдруг превращается в обязательный атрибут Нового Года, ее ставят повсеместно: на площадях, в детских садах, школах и даже заводах! Стоит отметить, украшали елку теперь немного иначе: ангелочков сменили дирижабли и красные звезды.
published on
Комментарии (0)