Сайт сад огород дача, полезные советы и всё самое интересное, комнатные растения, животные и домашние питомцы

«Эссекс»: история крушения и выживания в океане

История крушения этого китобойного судна стала толчком для написания знаменитого романа Германа Мелвилла «Моби Дик» и вдохновила голливудских сценаристов на создание очередного блокбастера. Но действительность, о которой расскажет сегодня Ribalych.ru, была намного страшнее и жестче, чем самый бурные фантазии писателей.

«Моби Дик»

«Эссекс» был старым китобойным судном водоизмещением в 238 тонн и длиной 27 м. Он считался не слишком пригодным для китобойного промысла, но множество удачных походов дали кораблю право называться счастливым. Для «охоты» на борту предназначались четыре 8-метровых вельбота — не слишком надежных, но очень быстрых лодок. В этот поход представители Американской китобойной компании пригласили на должность первого помощника 23-летнего Оуэна Чейза, молодого, но уже опытного моряка. Капитаном «Эссекса» был Джордж Поллард, который считался самым молодым капитаном в китобойном промысле в свои 29 лет. Кстати, Чейзу пообещали небывалых 15% прибыли, если «Эссекс» привезет более 2000 бочонков китового жира.

В те времена китовый жир и ус пользовались огромным спросом. Большинство частных домой в США освещалось именно с помощью китового жира, который значительно уступал в цене керосину. И на промысел отправлялись сотни китобоев.

«Эссекс» вышел в море 12 августа 1819 года из гавани Нантакета к китовым полям у западных берегов Южной Америки. Планировалось, что рейс замет 2,5 года, старпом Чейз оставил на берегу свою беременную жену. На судне находилась команда в 19 человек, самым младшим из которых был 14-летний юнга Томас Никерсон.

Плавание не задалось с самого начала. Буквально на второй день «Эссекс» попал в шквал. Ветер сильно потрепал корабль, повредил три из четырех вельботов и разорвал паруса. Но Поллард принял решение не останавливаться для починки, а продолжить путь дальше. В январе корабль сумел обогнуть мыс Горн, хотя это и заняло целых 5 недель. Все это не прибавляло команде оптимизма, появились разговоры о плохом предзнаменовании. Но летом начался промысел, пока корабль двигался вдоль западного побережья Южной Америки.
Но «китовые ресурсы» исчерпались, а в трюме было еще множество пустых бочек. командой опять начало овладевать уныние. Тут «Эссекс» встретит другое китобойное судно, экипаж которого рассказал о новом открытом месте промысла — «Морской земле». Правда, находилось оно за 4600 км на юго-запад в Тихом океане примерно на 5–10 градусах ю. ш. и 105–125 градусах з. д.

Для того времени это было огромное расстояние, а расположенные в окрестностях островки считались заселенными людоедами. Но капитан Поллард принял решение отправиться туда, чтобы побыстрее заполнить трюмы бочками с жиром и вернуться домой. Первым делом нужно было залатать течи и пополнить запасы продовольствия. Корабль отправился к острову Худ Галапагосской островной группы, а затем к острову Чарльз. Там моряки добыли около 400 живых черепах, набрали пресной воды, починили корабль.

В экипаже судна, находящегося за тысячи километров от суши, нарастало напряжение. Между капитаном и первым помощником постоянно возникали трения. Вельботы возвращались пустыми, китов практически не было, одна из лодок была повреждена китом во время промысла. Но рано утром 20 ноября 1820 года с корабля заметили огромное стадо кашалотов и спустили три оставшихся вельтбота на воду.

Поллард и Чейз возглавили команды на разных лодках. Всплывающий кит повредил вельбот Чейза и тот был вынужден вернуться на «Эссекс», чтобы залатать пробоину. В это время с корабля заметили необычайно крупного кашалота длиной в 26 метров! Гигант неподвижно замер на поверхности океана головой к судну.

Вдруг он начал движение постепенно набирая скорость мелкими подныриваниями. Кит ударил в корпус корабля и поднырнул под него. Всплыл кашалот с правого борта и расположился параллельно ему, похоже оглушенный. Чейз потребовал найти самый большой гарпун на корабле и собирался уже загарпунить кита, но остановился. Он понял, что хвост кашалота находится рядом с рулем корабля и после удара гарпуном кит попросту разнесет ударами хвоста руль. остаться на неуправляемом корабле посреди океана не хотелось никому.

За это время кит пришел в себя и переместился прямо по курсу корабля на расстоянии в 500 м. Вдруг кит ринулся с огромной скоростью к кораблю и протаранил носовую часть. Кашалот вынул голову из пробоины и отправился к сородичам. А шокированные моряки ринулись спасать корабль. В это время к «Эссексу», который ощутимо кренился на нос, подплыли остальные вельботы. Именно этот случай стал первым известным фактом атаки кашалота на китобоев.

Людям удалось спасти небольшой запас продовольствия, в том числе 5 живых черепах, галеты, а также 700 литров пресной воды. Стюард собрал все навигационное оборудование с корабля. 20 человек остались на трех неприспособленных для длительного плавание вельботах в 3700 км от побережья Южной Америки посреди Тихого океана.

По океану на вельботах

Ясно было, что ждать спасения на месте — утопия. Было решено выбираться своими силами, единственный вопрос — куда. решение стало катастрофическим. Капитан Поллард предлагал двигаться на запад к Маркизским островам, до которых было 2200 км. Но Чейз и команда опасались людоедов, которые по слухам населяли острова и проголосовали за движение на восток, к Южной Америке. Правда проблемой стали пассаты, из-за которых нужно было сначала пройти 1800 км на юг, а только затем можно будет повернуть за восток, используя западный ветер и пройти еще 5500 км.

Главной проблемой стало отсутствие пресной воды. Кроме того, большая часть провизии побывала в морской воде, что сделало ее еще более соленой, что в свою очередь усиливало жажду. . И две недели люди ели подсоленные продукты, полоща рот морской водой и употребляя собственную мочу. Вельботы, уже получившие ранее повреждения, а также не предназначенные для длительного плавания в принципе, постоянно давали течи, что еще сильнее усложняло жизнь людям. Экипажу одной из лодок как-то пришлось накренить свое суденышко так, чтобы пробоина показалась из воды и люди со второго вельбота могли ее заделать.

До первых смертей от жажды оставались буквально считанные часы, когда люди заметили землю. Это оказался необитаемый остров Хендерсона. Буквально в 192 километрах на юго-запад находился другой остров, Питкэрн, на котором жили последние участники мятежа на «Баунти» и где потерпевшие бедствие получили бы помощь. Но им не повезло в очередной раз…

На острове оказался небольшой источник пресной воды, птицы и их яйца, крабы. Буквально за неделю моряки практически полностью исчерпали ресурсы острова и 26 декабря решили отправляться дальше, опасаясь голодной смерти. Но Сет Уикс, Уильям Райт и Томас Чаппел решили остаться на острове. Остальные члены экипажа отплыли в канун нового года к острову Пасхи, пообещав прислать за оставшимися помощь. Уже через 3 дня запасы птиц и крабов с острова закончились, на вельтботах осталось лишь немного хлеба еще с «Эссекса». 4 января моряки поняли, что добраться до острова Пасхи не смогут и направились к острову Мас-а-Тьерра, до которого оставалось 3367 км, а там уж да Южной Америки останется всего 776 км.

Совсем скоро начали умирать люди в лодках. Оуэн Чейз и Джордж Поллард плыли в разных лодках. Чейз 10 января потерял своего друга, второго помощника Мэттью Джоя. На следующий день лодки попали в сильный шквал, в результате чего вельбот Оуэна отделился от остальных. 18 января погиб очередной моряк, которого как и Джоя погребли в море, зашив в собственную одежду. Тело умершего 8 февраля Айзека Коула оставили в лодке — оставшиеся в живых решили пойти на крайние меры — каннибализм. 15 февраля продукты в лодки закончились…

В лодках капитана Полларда и рулевого Обеда Хендрикса дела шли еще хуже, к 14 январю еда закончилась у лодке Хендрикса, а 21 — в вельботе Полларда. 20 января было решено употребить в пищу тело умершего Лоусона Томаса. Та же участь постигла и умерших один за другим Чарльза Шотера, Айзейю Шепарда и Сэмюэля Рида. 28 января лодки были разделены. Оставшихся в одной из них Обеда Хендрикса, Джозефа Уэста и Уильяма Бонда более никто не видел. Считается, что все они пропали в море.

Очередной голодный этап наступил 1 февраля. В лодке Полларда было решено тянуть жребий, кто должен будет отдать свою жизнь ради спасения остальных. Короткая соломинка досталась Оуэну Коффину. Это был довюродный брат капитана, которого тот обещал оберегать. Поллард хотел сам принять жребий, но Коффин решил все по-своему. Его останки позволили продержаться Полларду, Барзиллау Рэю и Чарльзу Рамсделлу еще несколько дней. Рэй умер 11 февраля, что избавило от жребия оставшихся. Далее Поллард и Рамсдейл обгладывали кости умерших.

Спасение

Вельбот Чейза заметили в британского китобойного судна «Индиан» 18 февраля. Полумертвых от истощения моряков подняли на борт через 90 дней после крушения «Эссекса». Полларда и Рамсделла подняли на борт китобойного судна «Дофин» практически у предела видимости берегов Южной Америки 23 февраля 1821 года.

В порту Вальпараисо все выжившие в лодках встретились — Поллард, Чейз, Рамсделл, Лоуренс и Никерсон. Там они сообщили властям о трех оставшихся на острове товарищах. На поиски их было отправлено судно, которое достигло берегов острова Хендерсон 5 апреля 1821 и нашло там трех полуживых от голода мужчин.

Вернувшись домой, Чейз, наконец, познакомился со своей полуторагодовалой дочерью. Все восемь спасшихся членов экипажа уже через несколько месяцев вновь отправились в плавания.

Джордж Поллард занял должность капитана на китобойном судне «Два брата». Но в первом же плавание они потерпели крушение во время шторма и экипажу опять пришлось спасаться в лодке. Правда, на этот раз их подобрали всего через 5 дней плавания. Больше судовладельцы не захотели доверять Полларду корабли и тот ушел в отставку. Бывший капитан стал ночным сторожем в городе Нантакет.

Оуэн Чейз плавал старшим помощником на «Флориде», потом был капитаном на «Уинслоу», а затем построил собственный корабль «Чарльз Кэррол». Следующие 19 лет Оуэн проводил в постоянных рейсах в море, появляясь дома раз в 2-3 года. И в каждый приезд он в очередной раз становился отцом. Во время его отъездов умерли первая и вторая жена. С третьей Чейз развелся, так как она родила через 16 месяцев после их последней встречи. В четвертый раз он женился в 1840 году, выйдя из китобойного промысла. Происшествие на «Эссексе» осталось в Сейзем на всегда — его мцчили головные боли, кошмары, а к концу жизни появилась привычка прятать еду на чердаке собственного дома в Нантакете.

Остальные выжившие тоже стали капитанами, кроме Сета Уикса, который одиноко осел Кейп-Код и Томаса Чаппела, который стал миссионером-проповедником. Все рано или поздно оставляли свои заметки о том, что случилось на корабле и шлюпках. В целом рассказы совпадали, различаясь лишь в деталях поведения людей.

© Ribalych.ru

published on dasago.ru according to the materials ribalych.ru — За городом


Источник: «Эссекс»: история крушения и выживания в океане
Автор:
Теги: самое интересное выживание история Океан америка боль

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства