Иногда случается так, что судьба – или природа – одаривает одного человека столь яркими и разнообразными талантами, что хватило бы и десятерым. Иногда случается, что этот человек – женщина, живущая в XVIII веке, что само по себе могло бы стать препятствием в раскрытии всех этих многочисленных талантов. Но история Ангелики Кауфман – счастливое исключение: ей было многое дано от рождения, еще большего достигла она своим трудом, а жизнь была благосклонна к ней от первого до последнего вздоха…
Автопортреты художницы.
Ангелика Кауфман, дочь знаменитого австрийского художника-монументалиста, мечтала быть певицей. Этот голос восхищал всех, кому доводилось услышать пение Ангелики. Она с легкостью освоила французский, итальянский и английский язык – вдобавок к немецкому, на котором говорила с детства. Впрочем, отец ее стремления воспринимал скептически – виданное ли дело, певица... С ранних лет он, не имя других наследников, пестовал лишь ее художественный талант.
Три певицы.
В шесть лет девочка уже помогала отцу в его мастерской. Ангелике было всего двенадцать, когда заказчики – представители знати и духовенства – выстраивались в очереди, чтобы заполучить написанный ею портрет. А спустя год, в 1754, Ангелика уже отправилась на обучение живописью в Италию – о чем многие художники старше и опытнее нее могли только лишь мечтать. Поездку в Милан, разумеется, организовал отец, и он же сопровождал Ангелику, не забывая заводить полезные знакомства…
Иисус и самарянка у колодца Иакова.
Так и вышло, что мир не знает никакой певицы Ангелики Кауфман – хотя и спустя много лет ее друг, археолог и историк искусства Иоганн Иоахим Винкельман, утверждал, что «она могла бы посоперничать с нашими виртуозами». Зато по всей Европе гремело имя художницы Ангелики Кауфман – одной из самых образованных женщин своего времени, создательницы великолепных портретов и роскошных мифологических сцен.
Валентин спасает Сильвию от двух веронцев.
По приглашению английского посла и его супруги Ангелика с отцом отправились в Лондон, где прожили почти пятнадцать лет. Английский период в жизни Кауфман был в определенном смысле двойственным – многие восхищались ее талантом (и ею самой, богатой и остроумной красавицей), она стала стала одной из двух женщин-учредительниц Королевской академии вместе с Мэри Мозер, она была вхожа в высшие круги. У нее сложились сложные отношения с модным в те годы художником Джошуа Рейнольдсом. Он хвалил ее работы, они взаимно написали портреты друг друга, но чувства художника к «мисс Ангел» остались безответными.
Спящая нимфа и пастух.
В то же время публика не столь горячо встречала ее работы, как ей хотелось бы – аллегории, музы и богини были у строгой британской публики не в почете, исторические сюжеты тоже пришлись им не по нраву. То ли дело – роскошный парадный портрет! А ведь Кауфман – что для женщины в искусстве тех времен было весьма необычно – считала себя именно приверженкой исторического жанра.
Портрет Джона Симпсона. Портрет Луизы Левесон-Говер в образе богини надежды.
К тому же в Лондоне Ангелика крайне неудачно вышла замуж, став жертвой брачного афериста – пожалуй, единственное событие, омрачившее ее триумфальный жизненный путь. Он был красив, общителен, осыпал ее комплиментами и скупал все ее картины, но… был вовсе не тем, за кого себя выдавал. Есть версия (вдохновила Виктора Гюго на создание драмы «Рюи Блаз»), что маскараду поспособствовал обиженный Рейнольдс, который сначала подговорил амбициозного молодого знакомого очаровать художницу, назвавшись графом, а потом торжественно раскрыл обман. Тот же самый Рейнольдс впоследствии написал портрет Кауфман со своеобразным жестком, намекающим на распутство.
Миранда и Фердинанд.
Как бы то ни было, молодой муж действительно был мошенником, Ангелика сумела быстро развестись, обманщик получил по заслугам… Однако это предательство она переживала тяжело и долго. Художница свела на нет свою светскую жизнь и сохранила очень узкий круг общения. Но все так же много и плодотворно работала.
Монах из Кале.
При всей своей любви к исторической живописи, Кауфман не всегда достигала в своих работах желаемого уровня, поскольку женщинам не разрешалось работать с обнаженной натурой. В то же время ей удивительно удавались портреты – изысканные оттенки, тонкий психологизм, безупречная композиция… Кроме того, Кауфман увлекалась энкаустикой, успешно пробовала себя в гравюре, занималась тем, что сейчас назвали бы дизайном – придумывала мебель, оформляла интерьеры, разрабатывала орнаменты для посуды. В ее творческом багаже были и монументальные церковные фрески, и миниатюры.
Пенелопа, пробужденная Эвриклеей.
В 1781 году художница по настоянию престарелого отца повторно вышла замуж – ее (а вернее, отцовским – господин Кауфман решил взять дело в свои руки) избранником стал «коллега по цеху», венецианец Антонио Зуччи. Между супругами так и не возникло особой любви, а талант Зуччи значительно уступал гению Кауфман.
Автопортрет. Портрет Марии-Каролины Австрийской.
Однако с ним она отправилась в Рим и открыла там собственную студию, пользовавшуюся большой популярностью. Это место стало настоящей Меккой для прогрессивных европейских мыслителей. Кауфман тепло дружила с Иоганном Вольфгангом Гете и многими другими знаменитыми поэтами, философами, художниками и писателями. Ей заказывали работы монархи со всей Европы – не избежал этого соблазна и российский император Павел I, а его супруга писала миниатюры с картин «мисс Ангел». «Живописица преславна, Кауфман, подруга Муз!» - такими словами начинается ода, написанная ей поэтом Гавриилом Романовичем Державиным.
Аллегория живописи.
Скончалась она на заре XIX века, в 1807 году, в Риме. Вся Академия Святого Луки провожала ее в последний путь, торжественно неся за гробом лучшие картины художницы – прежде такого почета удостаивался лишь Рафаэль. В ее честь называли дочерей известные художники, ее именем назван кратер на Венере. Работы Кауфман есть практически во всех крупнейших собраниях мировой живописи, включая Эрмитаж. А в родной стране есть музей Ангелики Кауфман с ежегодно обновляющейся экспозицией. Неизвестно, каких высот достигла бы Кауфман, выбери она путь оперной певицы – однако с кистью и палитрой в руках ей удалось превзойти многих своих современников-мужчин.
Текст: Софья Егорова.
Комментарии (0)