Орлы, символ римского легиона, посвящены богу Юпитеру. Красные плащи легионеров – священный цвет бога Марса, покровителя всех римских воинов. Но кроме этих великих богов, в легионах Рима почиталось множество менее известных, но очень полезных с точки зрения профессиональных воинов, божеств.
Одним из самых популярных священных символов, наносимых на боевые щиты – скутумы, кроме молний Юпитера, было также веретено. Казалось бы, сугубо мирный предмет быта, зачем изображать его на щитах? Дело в том, что это не просто веретено, а символ богини Децимы, одной из трёх парок, хозяек судеб. Нона тянет пряжу, Децима наматывает нить на веретено, определяя судьбу каждого из живых. Морта перерезает эту нить в свой срок. Длину нити жизни отмеряет именно Децима.
Дециме не просто поклонялись, ей приносили человеческие жертвы, в самом буквальном смысле. Знаменитая децимация, казнь каждого десятого по жребию – не просто кара, а ритуал, посвящённый именно Дециме. Суть его в следующем – воинская часть, покрывшая себя позором (струсившая на поле боя, потерявшая знамя или дезертировавшая), посредством обряда децимации ритуально очищалась в глазах богов. Судьбе, то есть Дециме, приносили в жертву одного из десяти, своего рода выкуп за жизни остальных солдат. Именно поэтому жертв и определял жребий, то есть не прихоть судьи, а священное гадание, выражающее волю самой судьбы.
Веретено на щите означало то же самое – знак судьбы, символ неизбежности смерти. Поскольку щит обращён к врагу, то, как молнии Юпитера на нём символизируют кару Отца Богов, которая падет на врагов Рима, так и веретено означает, что срок их жизни уже отмерен. Легионер этим символом сообщает, что он не просто вооружённый человек, а орудие самой парки Децимы, несущее неизбежную смерть своему противнику.
У римлян были боги на все случаи жизни, начиная с “семейных гениев”, то есть обожествлённых духов предков, покровительствующих конкретному семейному очагу. Были такие же гении-покровители и у воинских частей, как у легиона, так и у каждой когорты, центурии и даже контубернии. Контубернией назывались “однопалатники”, восемь солдат, живущих в одной палатке. Они делили трапезу, вели совместное хозяйство и в легионном строю также стояли вместе. У каждого такого товарищества был свой божественный покровитель, кроме того, каждый солдат мог иметь своего личного бога (как одного из великих, так и совсем мелкого и мало кому известного), к которому обращался за помощью. Разумеется, в ходу было множество амулетов от ран, болезней и всех прочих несчастий. Также легионеры могли приносить жертвы богам той местности, в которой квартировался легион. Просто на всякий случай, чтобы эти боги не мстили за невнимание. Ещё легионеры прикрепляли на всё, что можно, вплоть до чехлов для шанцевого инструмента, разнообразные бренчалки (кольца на цепочках и т.п.), для отпугивания злых духов.
Кроме этих частных богов, в легионах почитали богов чисто военных. Например, Викторию (греческая Ника), богиню победы. И четыре божества, персонифицировавших воинские качества: Virtus (мужество), Disciplina, Honos (честь) и Pietas (благочестие). Казалось бы, зачем солдату благочестие? Но у римлян было своё понимание этого термина. В данном случае имелась в виду верность клятве, в том числе и воинской присяге. В Римской Империи были введены культы императоров, начиная с Юлия Цезаря, как отмеченного богами победоносного вождя. А при Септимии Севере был создан культ его супруги Юлии Домны, получившей титул “Мать лагерей”.
В позднем Риме, в легионерскую среду проникают монотеистические культы – сперва зороастрийского Митры, а потом Иисуса, но это уже совсем другая история.
Комментарии (0)