Первые трофеи немецкого вооружения и техники стали попадать в руки солдат и офицеров Красной Армии еще летом 1941 года. Во время Московской битвы в РККА был сформирован отдел эвакуации и сбора приобретенных трофеев. После капитуляции в мае 1945 года представители Третьего рейха взяли обязательства передать имеющуюся военную технику в боеспособном состоянии, однако ее к тому времени осталось немного.
В 1943 году стали формироваться особые военные бригады с целью сбора и транспортировки захваченного немецкого имущества. Они были в подчинении Трофейного комитета ГКО, возглавляемого К. Ворошиловым. Всего за годы Великой Отечественной и сразу после нее в руки трофейных бригад попали свыше 24000 экземпляров вражеских танков и штурмовых орудий.
Судьба трофейной бронетехники
Трофейные машины в централизованном порядке направлялись на тыловые ремонтные базы для проведения техобслуживания или ремонта. Первой в стране ремонтной базой стало московское предприятие РЭУ ГАБТУ КА. Подобную деятельность осуществляли трудящиеся филиала завода №37, который был сформирован вместо эвакуированного в Свердловск предприятия.
Нередко танки противника нуждались в доукомплектовании или довооружении. Это объяснялось тем, что, будучи не в силах воспрепятствовать захвату техники, экипаж демонтировал съемное оборудование и вооружение. При этом скорость восстановления трофейных танков была невысока — в течение 1942 года на всю Красную армию удалось вернуть в строй всего около 100 немецких машин.
Артиллерийская самоходка StuG III
Помимо танков удавалось возвращать в боевое состояние и немецкие самоходки. В частности, во время оборонительных боев за Киев были захвачены две модели StuG III. Одна из них после демонстрации горожанам отправилась на фронт. Похожий эпизод был в ходе Смоленской битвы, когда один из танковых экипажей, потерявший свою машину, пересел за штурвал трофейного StuG III и сумел обезвредить два фашистских танка.
Ближе к окончанию войны советская сторона захватывала уже новые модификации боевой техники, которыми сложно было управлять неподготовленным экипажам РККА. По этой причине боевое применение танков «Пантера» и «Тигр» против фашистов в основном имело единичный характер. В июне 1945 года у РККА находилось 307 танков «Пантера», из которых выведенных из строя было 196.
Немецкая «Пантера»
Экземпляры, не пригодные для восстановления, направляли на переплавку. В дело шли даже бандажи танковых катков — они применялись в качестве буферов балансиров Т-34.
После окончания войны трофейная техника на вооружение Советской армии не ставилась. Она находила применение в качестве мишеней во время учебных стрельб. Иногда ее задействовали для выполнения функции тягачей как учебную технику. После окончательного износа машины отправлялись на переплавку. В результате к началу 1947 года в Советской Армии уже не было фашистской бронетехники.
Захваченные самолеты
В отличие от танков технически исправные самолеты не часто становились добычей красноармейцев. Ближе к концу войны большинство немецких воздушных судов оказались сбиты в боях.
Одним из самых желанных трофеев был двухмоторный самолет Ме-262. В мае 1945 года у Германии было свыше тысячи подобных экземпляров. В Советском Союзе в послевоенное время на базе этого истребителя была создана модель Су-9, которая, правда так и не стала серийной. Также в руки советских военных попадал истребитель с ракетным мотором Ме-163, которые подвергался испытаниям. Они показали неэффективность подобной системы, что привело к отказу от применения ракетных двигателей.
Смотрите также новое видео на нашем YouTube-канале. В одном ролике собрали интересные и редкие факты про Олимпиаду:
Комментарии (0)