Сайт сад огород дача, полезные советы и всё самое интересное, комнатные растения, животные и домашние питомцы

Любовь Казарновская: я не такая как все!

Любовь Казарновская: я не такая как все!

«Самое эротичное сопрано» и «Мисс тысяча вольт» - именно так ее называют за глубокий, мощный и вместе с тем невероятно чувственный голос.

Но Любовь Казарновская - это не только вокал. Это и блестящая форма - всем оперным дивам на зависть. И оригинальные суждения, и резкие оценки, и неприятие для себя компромиссов.

- Людмила Юрьевна, «здоровый образ жизни» - не пустые для вас слова?

- Конечно, нет. Знаете, в этом смысле я всегда цитирую своих педагогов, которые говорили, что голос сам по себе - то, что вам дала матушка-природа - это повод для поступления в консерваторию, все остальное - безумная каждодневная работа. Которая связана с совершенствованием и вокальной техники как таковой, и себя как личности, - потому что, даже если техника хороша, а вы не интересны как личность, публика вас не воспримет. Все время надо совершенствоваться, самого себя удивлять, - это как раз мой путь, и он, конечно, требует невероятных физических и психоэмоциональных нагрузок.

Поэтому у меня есть совершенно определенный режим здорового образа жизни, к которому я пришла, который я для себя выработала, и он мне подходит.

- В чем он состоит, можете расшифровать?

- Не уверена, что это подойдет всем, но я очень мало ем. Просто очень мало! Разделяю свой рацион на крошечные порции, и, в основном, это продукты, богатые витамином и клетчаткой, - то есть овощи, фрукты, не сваренные, а замоченные злаки. А также практически полное исключение молочной продукции - потому что я знаю, и это известный факт, что лактоза в теле взрослого человека не переваривается, она откладывается кальцием в сосудах...

- Серьезный подход, целый научный метод!

- А как же!.. Так что, действительно, молочные продукты я практически не употребляю - очень редко могу позволить себе несколько ложек творога и пару ломтиков нежирного сыра: овечьего или козьего.

Еще такой момент: в день концерта я пью очень много жидкости, и съедаю максимум два банана. Все! Потому что считаю, что выступление на сцене - это как написание иконы, к публике ты должен выходить с чистой энергией. Известно же, что иноки, которые писали иконы, постились, неделями сидели на хлебе и воде, и поток энергии у них не прекращался.

И когда говорят, что вокалистам перед концертом надо кусок мяса съесть, поверьте мне, - это ерунда полная. Потому что сразу появляется сытый глаз человека, который переваривает свой обед и клонится ко сну.

- Судя по всему, Любовь Юрьевна, коллеги с вами не согласны. Оперные певицы чаще всего - что называется, дамы в теле.

- Да, так оно и есть. Но я всегда говорю, что мы - не футляры для голоса, мы артисты, которые несут очень серьезный месседж, послание. И если вы выходите 15-летней Саломеей, или 17-летней Травиатой, или Татьяной, и вас много, - это сразу у публики вызывает вопросы: где тот зрительный ряд, где та актерская правда, которая делает из оперы не концерт ряженых, а достоверный и красивый спектакль?..

Да и вообще, вы знаете, это же после войны началось. Люди страшно голодали, потом наступил долгожданный мир, и вдруг на сцену повылезали эти толстые тетки. А я вот смотрю на портреты Медеи Фигнер, Фелии Литвин, - певиц, которые были знамениты на стыке XIX и XX веков... Да ту же Марию Каллас возьмите, ту же Ренату Тебальди - стройные, красивые, следящие за собой женщины. И это потрясающая эстетика оперной примадонны!

- На вас в связи с тем, что отличаетесь от условного стандарта, и отличаетесь выгодно, косо не смотрят?

- Я всегда отличалась от большинства. И многие жлобоватые вокалисты меня этим понукали: вот, мол, ты всегда должна быть не такая, как все...

Да, не должна быть! Это моя природа! Я всегда отличалась от других, шла каким-то своим путем. У меня всегда был смелый образ мысли, да и в репертуаре я была смела. Когда все пели, как говорили тогда, «сегодня Чайковского и Рахманинова, а завтра Рахманинова и Чайковского», в моем репертуаре появлялись и Штраус, и Пуччини, и Шендер, и Вайль... Конечно, все сразу говорили: о, выпендреж!

- Наверное, думают, что быть не такой, как все, для вас самоцель, которая оправдывает любые средства.

- Да какая самоцель! Я просто не похожа, и все! По природе своей. И когда стала читать умные книжки, поняла, что люди ищущие, люди глубоко творческие всегда не похожи. Не хочу проводить никаких параллелей, клеить ярлыков, но, как Шопенгауэр сказал - гениально совершенно - «Taлaнт пoхoж нa стрелкa, пoпaдaющегo в цель, недoстижимую для других. А гений - нa стрелкa, пoпaдaющегo в цель, пoпрoсту невидимую другими».

И еще я помню слова своего педагога, Надежды Матвеевны Малышевой-Виноградовой, которая была концертмейстером Шаляпина. Она мне сказала одну фразу замечательную: «Любанчик, я тебе из века XIX в век XXI передаю эстафету большой культуры. Ты должна передавать дальше». Вот и передаю...

- И что у нас сейчас с культурой?

- Сейчас все озабочены очередной волной финансового кризиса, а я бы сказала, что кризис у нас, в первую очередь, духовный. Такие люди, как Мамонтов и Третьяков, прекрасно понимали, что они работают на будущее России. Поэтому мы имеем Третьяковскую галерею, поэтому у нас была частная опера Мамонтова, Шаляпин, Станиславский с его МХАТом. Сейчас же о будущем не думают абсолютно. Вот что страшно.

К сожалению, сегодняшняя музыкальная критика везде (а в нашей стране особенно) превратилась в некий штампованный стереотип - либо это заказные заздравные статьи от театров об отдельных солистах и постановках, дирижерах, режиссерах, либо охаивание, высказывание полудилетантских суждений, не подкрепленных глубокими знаниями, и от этого оскорбительных для любого профессионала.

И еще одна важная вещь - критик не может быть хамом, несущим всякую околесицу в виде сплетен, домыслов и собственных фобий по поводу того или иного артиста. Такие псевдокритики прикрываются высокими словами о свободе прессы, о том, что они, якобы, говорят правду людям. На самом деле это внутренняя разнузданность, невоспитанность, необразованность - они «нянчат своего внутреннего хама», как говорил Шаляпин.

- И чем, считаете, это грозит нам лет через двадцать?

- Зачем загадывать на двадцать лет? Я убеждена, что если и дальше будет проводиться такая политика абсолютного геноцида, уничтожения своего народа - как духовно, так и физически, - то и через пять лет нас ждет катастрофа. У нас же из-за того, что инфляция растет в три раза быстрее, чем индексируются пенсии и зарплаты, 90% населения не живет, а выживает на грани нищеты.

А медицина? Мне звонит сейчас подруга, которой предстоит тяжелая операция, называет сумму, сколько будет стоить лечение, - 100 тысяч долларов! Она говорит: «Скажи мне, пожалуйста, где человеку взять столько?» Честно заработать такие деньги в нашей стране невозможно. Вот что это? Значит, человека бросают под забор и говорят: выкручивайся, как хочешь.

- Что делать - капитализм: человек человеку волк.

- А вот не скажите. В дореволюционной России у людей, умеющих работать, проблем не было. Пьяница, который не хотел трудиться, - да, влачил жалкое существование. Но если у человека были руки и он хотел свое небольшое частное дело иметь...

Вот пример - бабушка мне рассказывала про своих родителей. Мой прадед начал с того, что выделывал меха. И так дело пошло, что впоследствии все дети (а там была огромная семья) стали этим заниматься. То есть люди, которые умели работать головой и руками, жили прекрасно. А сегодня? Сегодня, если у вас есть голова, если есть мысли, идеи, тем более духовные идеи, - вы очень мало востребованы.

- 25 лет назад, когда вы уезжали из Союза, тоже ведь были непростые времена...

- Вы знаете, я уезжала из страны, где еще был очень сильный импульс от той, интеллигентной России. И уехала я, как бы это сказать, волею судеб. Я ведь не хотела уходить из Мариинки. Но получила сразу несколько контрактов, очень серьезных. Допустим, заканчивался у меня контракт в Вене, через пять дней начинался в «Ла Скала», надо было ехать в Милан. Иду в советское посольство в Вене - мне говорят: вам надо возвращаться в Союз, проставить штампы все, потом здесь мы вам их подтвердим, и тогда можете ехать. «Что вы! - отвечаю. - Я не могу этого сделать: пока туда-сюда, приеду-уеду, полгода пройдет!» Прихожу в ОВИР, спрашиваю: как мне быть в такой ситуации? Вам, говорят, надо получать паспорт на ПМЖ, иначе не сможете работать на Западе. Для того чтобы получить такой паспорт, надо будет сняться с учета в театре и сдать квартиру в Ленинграде... И у меня просто не оставалось выбора.

Меня называют даже народной артисткой СССР, несмотря на то, что я была совсем еще молодой певицей во времена той страны. Но меня знали, у меня была уже своя публика, множество теле- и радиопрограмм с моим участием, фондовые записи на радио и даже сольная пластинка с оркестром Большого театра! И, наверное, моя 40-летняя творческая жизнь, мои выступления на ведущих сценах мира, моя медийность (нравится это кому-то или нет), просветительские проекты, драматический театр и кино, книги - такой «набор» есть не у каждого… И люди награждают меня некими исключительными «наградами» - реальных наград от родной страны я не получала.

Правда, сейчас у нас всех зовут дивами, примами, звездами… Сейчас на своих концертах, проектах я выхожу на сцену без всякого объявления и «приставок»: когда тебя любят, ждут - это все не нужно! На Западе это вообще не принято, а у нас подчас, особенно в провинции, не могут удержаться от пафосных приставок типа «прима», «звезда». А еще слышишь у некоторых «лучшее драмсопрано мира» или «примадонна ассолюта». Интересно, откуда берутся эти «звания» - «золотой бас» или «лучший баритон мира»?

Думаю, если публика знает, любит, ждет от тебя «открытий чудных» - это самое главное! А эти все «бронзовые памятники» - словесные и медально-наградные - как говорила Раневская, похоронные принадлежности.

- Европа сильно вас изменила?

- Очень. Прежде всего, я совершенно по-другому стала относиться к профессиональной этике. С нами же все равно нянчились здесь. Раз в месяц я пела, ну два раза. «Ой, деточка, ты сегодня плохо себя чувствуешь? Не надо, споет другой». Вот это вечное пограживание по головушке: береги себя, деточка... И можно было опоздать на репетицию в Мариинский театр или в театр Станиславского, где я начинала.

Конечно, на Западе меня ожидала просто шоковая терапия. Когда в Германии, например, пришла на репетицию за пять минут до начала, на меня так все посмотрели! Я сказала изумленно: «Но ведь еще пять минут!» - «Нет, вы должны быть на оркестровой репетиции минимум за полчаса». А когда в «Метрополитен-опера» на репетицию Джеймса Ливайна я опоздала на две минуты, все, не глядя на меня, одновременно посмотрели на часы. Я что-то пролепетала: «Маэстро, извините». Он говорит... Даже не он - ассистент его: «Люба, мы все надеемся, что это первый и последний раз, потому что второго раза может не быть».

- Можете сказать, что сейчас нравитесь себе больше, чем в ранней молодости?

- Нет, не могу так сказать... Каждому возрасту свое, и так не скажешь: этот возраст мне нравится, этот нет - только если комплексы возникают. У меня, слава Богу, никогда особых комплексов не было и нет. И сейчас я просто очень ценю то, что мне подарено - то, как я прожила жизнь.

- Но опасения по поводу старости присутствуют?

- Нет их. Потому что старость - это тот подарок, который вы заслужили.

- Смотря какая старость.

- Ну, вот нет у меня опасений. Я знаю: не будет пения - будет что-то другое, - у меня есть и радио, и телевидение, и преподавание, и новые проекты, и так далее, и так далее. Я знаю, что не надо заботиться о завтрашнем дне, надо заботиться о дне сегодняшнем, чтобы быть максимально востребованным, здоровым. И востребованным не так, как некоторые наши попсовые звезды, которые объезжают все арены страны, чтобы наколотить побольше бабла. Нет, не эта востребованность! Чтобы была востребованность творческая, профессиональная. И интерес к жизни, который я в себе постоянно бужу. Поэтому меня старость не пугает. Знаю же: если будет у меня кусок хлеба и бутылка кефир, больше ничего и не нужно...

Беседу вел 

Дмитрий Макарский

Фото: Агентство «Москва»


Источник: Любовь Казарновская: я не такая как все!
Автор:
Теги: любовь агентство артист артистка бабушка

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Вечная любовь все же существует
Вечная любовь все же существует
4
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 14:48 22 май 2024
Кто такая МИЛФа?
Кто такая МИЛФа?
3
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 20:06 18 окт 2024
Аффирмации на любовь
Аффирмации на любовь
2
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 07:16 17 авг 2024
15 фраз, которые убивают любовь мужчины
15 фраз, которые убивают любовь мужчины
94
Женский развлекательный и поучительный сайт. 15:17 08 фев 2020
Любовь — не чувство, а выбор, и вот почему
Любовь — не чувство, а выбор, и вот почему
36
Женский развлекательный и поучительный сайт. 21:23 04 мар 2021
Настоящую любовь можно найти в интернете?
Настоящую любовь можно найти в интернете?
14
Женский развлекательный и поучительный сайт. 20:15 11 янв 2021
Как сохранить любовь: 9 советов от 93-летнего психолога
Как сохранить любовь: 9 советов от 93-летнего психолога
19
Женский развлекательный и поучительный сайт. 21:56 20 мар 2021
Как сохранить любовь мужчины на долгие годы? Совет Катрин Денёв
Как сохранить любовь мужчины на долгие годы? Совет Катрин Денёв
6
Женский развлекательный и поучительный сайт. 09:27 22 апр 2020
Любовь глазами буддийского монаха
Любовь глазами буддийского монаха
7
Женский развлекательный и поучительный сайт. 16:04 31 авг 2020
Любовь невозможна без подарков
Любовь невозможна без подарков
2
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 15:36 27 окт 2023
Маринованный лук без уксуса, который полюбит вся семья! Вкуснота такая, что литровая банка «улетает» за неделю
Маринованный лук без уксуса, который полюбит вся семья! Вкуснота такая, что литровая банка «улетает» за неделю
6
Застолье 10:30 10 окт 2024
Что погубило актрису Любовь Полищук
Что погубило актрису Любовь Полищук
6
Интересный мир 07:56 08 июн 2024

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства