Репу по праву можно назвать прародительницей овощных культур, возделываемых на Руси. Когда она там появилась, сказать трудно, но, предполагается, что в период возникновения земледелия.
До появления картофеля репа без всякого преувеличения была одним из основных овощей на столах народов всей Европы. Например, французы до сих пор высоко ценят белую репу. А на Руси репка являлась не только героиней народных сказок, а наряду с хлебом служила главным продуктом питания. Ее история длится уже не менее шести тысячелетий. В старинных памятниках культуры упоминается выращивание репы шумерами, ассирийцами, вавилонянами, египтянами.
О годах, неурожайных на репу, в летописи XI-XIII веков сообщалось как о событиях вселенского масштаба, наряду со стихийными бедствиями и войнами. Репа имеет низкую калорийность, не способствует жировым отложениям, зато пищевая ценность репы удивительно высока: в ней множество минеральных солей, эфирных масел, большое содержание витамина С и каротина, а низкая сахаристость делает ее незаменимым продуктом для страдающих диабетом. Репу можно печь, варить, жарить, есть в сыром виде, добавлять в различные блюда и салаты. Не создавая нагрузки на сердце и пищеварительные органы, она немало помогает своими лечебными свойствами справиться с плохим самочувствием в неблагоприятные дни.
Репу знали еще древние греки, но ценили ее значительно ниже, чем, например, свеклу. И когда в храмах приносили жертвы богу Аполлону, то свеклу несли на серебряном блюде, а репу — на оловянном. Древние персы считали репу пищей рабов, а египтяне кормили ею строителей пирамид. Римляне же преуспели в выращивании огромных плодов репы, иные экземпляры достигали пудового веса. До появления картофеля репа была частым гостем на столах и других европейских народов. Неприхотливость этой культуры позволила ей продвинуться далеко на север Европы. Известно, например, что в прошлом шведские и норвежские крестьяне жертвовали церкви десятую часть урожая репы. До появления картофеля репа успешно заменяла его в меню англичан. Они репу пекли, варили, ели в сыром виде, а молодые листья подавали к столу как салат. Однако ни один народ так не ценил репу, как русские — не случайно она считается исконно русским овощем.
До XIX века репа играла на Руси ту же роль, что теперь картофель. Сеяли ее повсеместно, даже на Валааме и Соловецких островах. Участки, на которых производились посевы, называли репищами. О них часто упоминается в исторических хрониках и летописях, купчих грамотах. Репа — очень неприхотливая и урожайная культура. Репа, обладающая прекрасной способностью к длительному хранению, не покидала стол русского человека практически круглый год. Причем и богатые, и бедные ежедневно включали ее в свое меню.
Русские крестьяне везли репу на базар возами. Из нее готовили различные вкусные и питательные кушанья, которые теперь забыты. Любили, например, блюдо из тертой репы с крупой, которое называли репником. Варили репню, или репницу,— похлебку из репы с солодом или толокном, пекли пироги с репой.
На Руси репа, кроме того, считалась «женской культурой». И сеять ее полагалось бабонькам, да при том еще передать матушке-земле часть своей детородной силы. А на Украине в старину была даже профессия «плевальщиков репы», причем весьма почитаемая. Поскольку семена у нее мелкие, специально обученные люди набирали их в рот и затем сеяли, «выстреливая» особым плевком в подготовленную землю.
Славянские красны девицы использовали условное значение репы для отваживания нелюбого жениха: если она его угощала кушаньем из этого овоща, стало быть, давала от ворот поворот. А если в девичьих гаданиях по чайной заварке сложится фигура репки, то та, кому она выпала, не сомневалась в предстоящих неприятностях из-за ревности или зависти.
На Руси с репой было связано много обычаев, поверий, пословиц, поговорок.
Собирали урожай репы обычно в сентябре и первый день начала уборки именовали репорезом. По случаю этого события и возникли старинные, не всегда нам понятные теперь поговорки: «Не дремли баба на репорезов день», «Уж видно мужику по репе, что подошли репорезы» и другие. Народ сложил немало пословиц о репе. «В землю крошки, а из земли лепешки», «Хороша девка, как мытая репка», «На спине не репу сеять»,— говорили наши предки по разным бытовым поводам.
А уж сказок про репку и не счесть. В одной из них сказывали так: «Была репа важная, дивилась старуха каж-ная: одним днем кругом не обойдешь. У той репы половину мы с семьей целую неделю ели, а другую половину — Другую неделю; корку на воз навалили, да кобылу надсадили и телегу обломили. Вот какая была мудрость не-давно утресь!» Ну а сказку про дедову репку знает каждый.
До наших дней дошло выражение «дешевле пареной репы», употребляемое в том случае, когда хотят подчеркнуть дешевизну чего-либо. «Что это вы, Марко Данилыч? — усмехнулся Чу балов.— По копейке за книгу, да еще и помене того жалуете! Дешевле пареной репы купить желаете!»
(П. И. Мельников-Печерский. «На горах»). Употребляем мы и другое выражение: «Проще пареной репы», когда желаем показать простоту, несложность дела. Приготовить пареную репу было и в самом деле просто. Но вырастить урожайную и вкусную репу умеет не всякий.
Любопытно, что не только у русских имеется сказка о Репке. Более печальная история хранится в китайской традиции. Она повествует о том, как наибеднейший крестьянин в селении, питавшийся круглый год исключительно репой, был лишен пропитания из-за потравы огорода свиньями богача.
Бедняге удалось обнаружить единственный уцелевший росток, который он стал лелеять, и в результате выросла репка-великан, слава о которой разнеслась по всей округе. Однако старательного хозяина заставили преподнести чудо-овощ в дар императору, щедро вознаградившему его за это.
Увы, крестьянин не оценил полученные жемчуга, яшму, кораллы и золотые украшения: ведь дары императора полагалось хранить и нельзя было продавать, тогда как репой можно было питаться. Прослышавший про то завистливый богач решил заполучить у властителя подарки для себя и отдал в наложницы ему дочку красы неземной.
Император, восхищенный ею, изрек: «Я щедро отблагодарю тебя – подарю одну из моих самых дорогих и необыкновенных вещей!» И ею оказалась та самая репа… Пришлось хранить богачу репу, которая в итоге сгнила… Вот такая грустная история.
С тех пор как картофель прочно занял господствующее положение на полях России, "зеленая лепешка", как раньше называли репу, постепенно утратила свои позиции. Что очень обидно, ведь репа обладает многими очень полезными свойствами. В ней, например, содержится до 9 процентов сахара. В романе ‘Кануны’ В. Бедов упоминает о деревенском деликатесе — вяленой репе. Наверняка современные дети тоже не отказались бы от этого кушанья, предпочтя его даже конфетам. По вкусу вяленая репа напоминает сухофрукты, но своим специфическим ароматом превосходит многие из них. Именно репа служила основным профилактическим средством, спасавшим крестьянских детей от рахита, заболеваний костей, крови и т. д., поскольку редкий овощ сравнится с репой (ее листьями) по содержанию кальция. В Англии, например, смесь соков листьев репы, моркови и одуванчиков считается весьма эффективной для укреплениям зубов и всех костных тканей организма. Особенно вкусна репа с копченым и соленым мясом, т. к. соль сильно обезвоживает мясо и вот тут — то сочная репа оказывалась как нельзя более кстати.
В народной медицине отвары из репы применялись как действенное отхаркивающее и мочегонное средство. Считалось также, что они хорошо помогают от кашля при хроническом бронхите. Вот что писал более двухсот лет назад о целительных свойствах репы В. А. Левшин: "’Корень репы прохладителен, отверзает утробу и довольно питателен. Сок из свежих реп, на терке истертых, выдавленный и подваренный с сахаром, составляет верное средство от цинги во рту; мазание оным опухших и кровоисточающих десен исцеляет их дня в два. От болезней грудных и кашля приготовляют из репы сильно врачующий сок следующим образом: несколько свежих реп надлежит изрезать в ломтики, и в простом, глиняном новом горшке, сделав из лучинок решетку, накласть на оную слой ломтей репных н посыпать мелким сахаром. Сверх сего слоя перегородить еще лучинками, еще накласть ломтей репы, также посыпать сахаром, и сим образом продолжать, пока горшок наполнится. Тогда, наложа крышку, по шву обмазать и поставить в печной вольный дух на ночь. На дне горшка соберется сок, которого должно по половине чайной ложки принимать поутру и в вечер. Сок длинной репы слабит, утишает волнение во внутренностях и животную боль."
Русичи, например, чего только не делали из репы: и масло выжимали, и квас настаивали, и солили, и вялили. Вряд ли она вновь займет прежнее место в нашем рационе, как в «докартофельную эпоху», но и пренебрегать ею, наверно, не стоит.
published on
Комментарии (0)