В первой части статьи мы говорили о том, как должна быть организована связь дома и сада, о зонировании участка, о том, что такое «многоуровневость» и как ее можно создать, а также о том, почему забор нельзя сбрасывать со счетов ландшафтного дизайна. Теперь перейдем к форме, цвету и композиции.
Ошибка 5. Увлечение геометрией
Поскольку ландшафтный дизайн говорит о повторении мотивов, то многие садоводы считают так: раз участок прямоугольный (а так, как правило, и бывает), то и все линии планировки должны быть ровными: дорожки — прямыми, газон — квадратным и т. д.
Не увлекайтесь геометрией!
Однако в профессиональном дизайне для планировки участка в целом действует совсем другое правило, которое называется «метод противоположного». Возможно, вы уже знакомы с ним по статье Уроки вредности. Он заключается в создании резкого контраста, когда существующая форма и размер участка как бы «отрицаются».
Так, если участок узкий и длинный, то исправить эти недостатки поможет не прямая планировка, а угловая, диагональная, или закруглённая, дугообразная. Ну а выбор между этими вариантами уже осуществляется в соответствии со стилем и замыслом сада:
- Если желаемый стиль требует объекта правильной формы, то пусть он будет не квадратом, а ромбом и так далее. Нужно исказить форму, сделать так, чтобы глаз двигался медленнее, следуя за линиями: вместо прямоугольной площадки отдыха сделать угловую, дорожку расположить по диагонали, и т. д.
- Если нравится пейзажная планировка, выбирайте закруглённые линии: извилистые дорожки, площадки отдыха круглой, овальной или же текучей, неправильной, волнистой формы. Даже если решительно невозможно сделать пейзажную дорожку по каким-либо причинам, то можно сделать «обманки»: устроить по ходу дорожек площадки, интересные переходы. Хорошо, если и материал дорожки будет неоднородным. Да, если участок слишком маленький, бывает, что делать извилистую дорожку буквально негде. Но и это можно преодолеть – можно создать иллюзию извилистой дорожки, сделав отдельные части прямой дорожки из различных материалов. Естественно, комбинирование материалов не должно осуществляться в шахматном порядке. Чтобы создать впечатление искривления, нужен «фантазийный» рисунок мощения.
Всё вышесказанное относится и к цветникам, и к отдельным крупным растениям (такие растения – элемент «скульптурности» в саду), к водоёмам, к газонам. Так, например, парадный газон лучше всего сделать округлой, дугообразной, или лентообразной формы, а если вам нравится – то и «свободной», произвольно изогнутой. Располагать отдельные объекты нужно тоже не по прямой траектории. Таким образом визуально скругляются острые углы на участке и расширяются узкие проходы.
Пейзажность — лучше
Этот приём, в отличие от метода подобного, предполагает, что и при выборе садовых аксессуаров вы тоже будете придерживаться тенденции контраста. Можно сказать, что в методе противоположного мелочей не бывает. Его можно применять по необходимости и локально: если, например, у вас на участке есть отдельные неудобные зоны (с острыми углами или суженные).
Ошибка 6. На участке нет композиции
Слово «композиция» слышали многие, так же как и то, что в саду эта самая композиция обязательно должна быть. Но эта тема настолько обширная, что студенты-дизайнеры, например, изучают её целых 5 лет. Композиция – это не симметрия, композиция – это не подбор всего примерно одной цветовой гаммы, и композиция – это не классический стиль в саду. Композиция – это наука о том, как правильно располагать объекты сада, чтобы это выглядело красиво. Композиция должна быть и в саду в целом, и в каждом отдельном его элементе.
Никакой композиции здесь нет
Надо сказать, что чувство композиции присуще многим людям инстинктивно, просто они не осознают, как именно они её применяют. Так, например, умение одеваться, сочетать предметы одежды – это тоже композиция.
Чтобы в саду была композиция, у неё должен быть центр, «главный герой», вокруг которого располагаются различные объекты и растения. Центр – это что-то очень броское, на что нельзя не обратить внимание. Этим чем-то может быть что угодно. Но, конечно, объект должен быть достаточно большого размера: конструкция, строение, группа растений и т.д.
Центр композиции называется ещё активной доминантой. Оно и понятно: ведь он должен выделяться, приковывать взгляд каким-то броским «качеством»: формой, фактурой, цветом, оригинальностью конструкции, яркой стилевой принадлежностью, уникальностью, авторской задумкой.
«Центр» — это условное название, совсем не обязательно искать его в центре участка. Он может находиться в любом месте сада, а иногда даже и за его периметром. И он, как правило, один, много центров не бывает.
А ещё композиция – это пропорциональность, то есть соответствие размеров отдельных элементов сада друг другу и соответствие размеров дома размерам всего участка. Если элементы сада не соответствуют друг другу, это «режет глаз» и выглядит так, как будто бы всё собрано с разных участков. Нужно «уравновесить» размеры. Как это можно сделать?
- Во-первых, правильным планированием. Большому дому – «большое» окружение: беседки и площадки отдыха должны быть большими, а деревья — высокими. Соответственно, участок тоже должен быть большим. Ну а если дом маленький, то, например, беседка не должна спорить с ним по размеру.
- Во-вторых, есть специальные приёмы. Вот, скажем, как быть, если на маленьком участке уже построен большой дом? Тогда окружение тоже нужно сделать «большим, но только визуально, «виртуально». Здесь нужно с помощью приёмов ландшафтного дизайна визуально увеличить размеры сада.
А вот здесь композиция есть
И самое главное: композиция определяет конкретные расстояния. Обычно объекты располагают где придётся, ну или руководствуются практическими соображениями. А это не всегда выглядит гармонично, даже если объекты исключительно красивы.
Всё в саду имеет свою «техническую» конкретику. Приблизительно – это непрофессионально. Так, если вы рассматриваете отдельный объект, то вам нужно знать не только как будут располагаться его отдельные части, но и на каком конкретно расстоянии друг от друга они будут (в метрах, сантиметрах).
Тот же самый вопрос возникает, когда вам нужно добавить к существующей композиции новый элемент. Куда его? Даст ответ на этот вопрос критерий золотого сечения. Золотое сечение – это особая пропорция, которую даже называют «божественной». Все произведения искусства содержат её. Золотое сечение достаточно сложно определяется, буквально вот так: «это деление отрезка на две неравные части в такой пропорции, где меньшее относится к большему так же, как большее к сумме его частей».
На практике, в саду это просто: нужно применять коэффициент пересчета, он равен 0.618. Допустим, у вас есть два объекта, расстояние между ними равно 10 м. Вам нужно между ними поместить третий объект. Вопрос — где? Совершенно в определённом месте. Умножьте расстояние между объектами на коэффициент 0. 618, получите 6.18 м. Значит, третий объект должен располагаться на расстоянии 6.18 м от какого-либо из этих двух объектов.
Ошибка 7. Неправильно использован цвет
Это встречается очень часто, так как любой сад – многоцветный, это не городская квартира. Здесь играют роль и конструкции, и, конечно же, растения. Ошибка считать, что на природе любое сочетание цветов красиво, и чем больше цвета, особенно яркого, тем лучше. Это не так. В саду всегда нужно стремиться использовать гармоничные цветовые сочетания. Эти сочетания бывают:
- в виде нюансной гармонии, когда в оформлении сада используются разные оттенки одного цвета;
- в виде тональной гармонии, когда используются разные, но близкие цвета;
- в виде контрастной гармонии – когда используются совсем противоположные, резко контрастные цвета.
Любая из гармоний может быть в виде диады (сочетаются два цвета), триады (сочетаются три цвета), или кварты (сочетаются четыре цвета). Так что, видите сами, сочетание одновременно более 4 цветов или оттенков в одной композиции уже не слишком гармонично.
Помимо этого есть ещё группа нейтральных цветов. Они служат отличным дополнением к ярким и сочным цветам, уравновешивают всё слишком броское. Поэтому их хорошо использовать в любой из гармоний, при любом принципе сочетания цветов. Естественно, нейтральные цвета будут не вместо, а помимо тех основных цветов, которые участвуют в комбинации. Это такие цвета, как светло-серый, светло синевато-серый, бежевый, песочный, кремовый, очень светло-жёлтый.
С цветом явно перебор
На ландшафте наше восприятие цвета несколько иное, чем в помещении, потому что на открытом воздухе присутствует солнечный свет, или «жёлтая составляющая» (даже если пасмурно). Глаз при таком освещении без искажения воспринимает только яркие, тёплые оттенки. А вот холодные тона искажаются и «выцветают». Поэтому, если вы хотите посадить цветы на солнечном месте, лучше выбрать те, что цветут в красно-жёлто-оранжевой гамме. А в полутени посадить растения, цветущие голубыми цветками.
Также в саду освещение постоянно меняется в течение дня. Поэтому важно посмотреть, как тот или иной цвет выглядит при разном освещении. Все ненасыщенные оттенки должны использоваться в качестве фона, а насыщенные – быть акцентами.
Всё вышесказанное относится не только к растениям! И цвет садовых конструкций тоже нужно подбирать гармонично. Тут, конечно, непрофессионалу сложно. И вот что я предлагаю. Для того чтобы безошибочно подобрать цветовую гамму сада, лучше всего составить колерный коллаж. Как раз в нём и присутствуют образы, которые делают выбор цвета идеальным. В саду используется большое количество материалов и растений, и любая ошибка будет стоить в буквальном смысле дорого. Вот как я советую его сделать:
Эта цветовая гама — нюансная
Осторожнее с яркими аксессуарами! Они сделаны из искусственных материалов, поэтому яркий цвет на них усиливается и «глушит» цвета природы. Лучше выбрать более пастельные расцветки, в любом случае.
published on
Комментарии (0)