Ограбления музеев и частных коллекций будут происходить до тех пор, пока существует искусство и спрос на него. Вот уже и февраль 2008 года успел запомниться громким ограблением музея в Цюрихе. Произведения искусства наши современники воруют с азартом, упоением и неслыханной дерзостью. Ставки уж очень высоки.
10 февраля 2008 года в Цюрихе из частного музея живописи Эмиля были украдены четыре полотна общей стоимостью 164 миллиона долларов. Специалисты уже окрестили дерзкую кражу "ограблением века". Трое грабителей сняли со стен музея картины Моне ("Маки в окрестностях Ветея"), Сезанна ("Мальчик в красном жилете"), Дега ("Граф Лепик с дочерьми") и Ван Гога ("Цветущие ветки каштана"), а затем скрылись в неизвестном направлении. Куратор музея не исключил возможности заказанного характера ограбления. В этом случае, полотна могут никогда не вернуться в музей. Однако представители фонда не теряют надежды: в награду за информацию о местонахождении картин представители фонда посулили 100 тыс. франков.
Американский коллекционер Чарльз Райтсмен приобрел «Портрет герцога Веллингтона» работы Гойи в 1961 году за 392 000 долларов США. Однако отвезти на родину ее не удалось : картину украли всего через три недели после торжественного размещения Британской Национальной Галерее.Похититель — водитель автобуса Кемптон Бантон — добровольно вернул полотно в 1965 году, заявив, что хотел продать картину и потратить все вырученные деньги на благотворительность.
Италия – нет только родина великих живописцев, но и великих грабителей. Из палаццо Ducal пара местных воришек, не разработав никакого предварительного плана действий, нагло вырезали из рам и унесли в неизвестном направлении мировые шедевры: две картины Пьеро делла Франческо «Бичевание» и «Мадонна Сенигаллия» (Madonna di Senigallia), а так же полотно кисти Рафаэля. Осознав, что такие известные и узнаваемые картины продать даже на черном рынке практиески невозможно, незадачливые преступники бросили холсты в Швейцарии, где они и были найдены неповрежденными в 1976 году.
13 октября 1985 года из музея Мармоттан в Париже было похищено десять живописных шедевров, принадлежащих кисти Моне, Ренуара и Моризо. Вооружённые грабители в масках ворвались в музей, уложили на пол посетителей и охранников, сняли со стен нужные им картины и скрылись в неизвестном направлении. Из взятого бандитами самым ценным было легендарное полотно Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», давшее название направлению импрессионизма (впечатление — impression). Общая же стоимость похищенного, по оценкам экспертов, составила 20 миллионов долларов. Полицейское расследование тянулось долгих пять лет, и в 1990 году украденые полотна были обнаружены на заброшенной вилле на юге Корсики, в Порто-Веккио: уникальность всемирно известных произведений и шумиха, поднятая прессой вокруг ограбления, сделали невозможной их перепродажу, и преступники
В декабре 1985 года охранники Национального музея антропологии в Мехико, совершавшие очередной обход, обнаружили, что с 7 выставочных витрин аккуратнейшим образом срезаны стеклянные крышки, а бесценные экспонаты исчезли. Воры похитили более 140 редчайших произведений искусства, в т.ч. золотые украшения майя и ацтеков, вазы и скульптуры. Оценить ущерб, нанесенный музею, было практически невозможно: стоимость одной лишь вазы времен индейцев майя куратор музея оценил в более чем 20 млн. долларов. С тех пор была обнаружена и возвращена музею лишь одна из жемчужин коллекции – Погребальная маска.
В 1988 году в Нью-Йорке из частной художественной галереи были похищены 18 картин и 10 рисунков, в том числе шедевры Шардена. Воры пробрались в плохо охраняемую галерею через стеклянную крышу здания, спустившись в зал с помощью обыкновенной веревки. Общую стоимость исчезнувших картин эксперты оценили в 10 млн. долларов. За 20 лет усилиями полиции были найдены только 14 полотен.
Прежде чем совершить ограбление музея в Оттерло (Голландия), преступники внимательно изучили опубликованные накануне аукционами Sothebys и Christie’s списками полотен с указаниями их оценочной стоимости ( в том числе была указана стоимость самой дорогой картины — «Ирисы» — более 53,9 млн. долларов). Из пяти полотен Ван Гога, указанных в списке, три (в том числе «Четыре увядающих подсолнуха»), были украдены. Полиции удалось вернуть картины в июле 1989 года.
В 1990 году в США произошло самое громкое музейное ограбление ХХ века. Музей Изабеллы Гарднер в Бостоне был обворован грабителями, переодетыми в полицейскую форму. Заявив, что в здании сработала сигнализация, "полицейские" ловко надели на растерявшихся охранников наручники и быстро вынесли из музея шедевров на сумму 300 млн. долларов. Пропали две картины Рембрандта («Мужчина и женщина в черном» и «Шторм в Галилее»), пейзаж Говарда Флинка, портрет кисти Эдуара Мане, пять акварелей Дега, а также жемчужину музея — полотно Вермера Делфтского «Концерт». Несмотря на размер награды за информацию о местонахождении шедевров — 5 млн. долларов – картины до сих пор. находятся в розыске.
Национальный музей Кувейта и Дворец исламского антиквариата были варварским образом ограблены солдатами иракской армии во время оккупационной войны. Собранная семьей аль Сабах в 70-80-х гг. огромная коллекция исламского искусства, включающая в себя более 20 тыс. экспонатов( в т.ч. оружие, доспехи, керамику, живопись, украшения древней Персии, Египта, Кувейта) была вывезена в деревянных ящиках на 17-ти грузовиках под конвоем. О возврате бесценной коллекции не было и речи: искусствоведы готовили выкупать ее обратно по частям на черном рынке. Однако в сентябре 1991 года в Багдад отправилась делегация музейных работников, и после переговоров в период с сентября по октябрь 1991 года в Кувейт были возвращены 16 тыс. экспонатов.
Четверо преступников из Голландии были арестованы за кражу более чем 20 полотен знаменитого художника Ван Гога, в том числе и знаменитой картины «Вороны над хлебным полем». Картины были найдены через час после совершения преступления. Представители полиции подтвердили, что если бы преступники успели замести следы, картины, скорее всего, были бы утеряны безвозвратно: грабители собирались продать полотна частному коллекционеру.
Картина Рембрандта «Автопортрет», стоимость которого оценивается в 33 миллиона евро, была похищена вместе с двумя картинами французского импрессиониста Пьера Огюста Ренуара в ходе вооруженного налета на Национальный музея Стокгольма в декабре 2000 года. Позднее одно из полотен Ренуара было случайно обнаружено при аресте торговцев наркотиками. Только в 2005 году датская полиция арестовала четырех злоумышленников, пытавшихся продать "Автопортрет".
В августе 2004 года из Музея Эдварда Мунка на глазах у ошарашенных посетителей вооруженные грабители украли несколько ценных произведений, среди которых были и шедевры художника — "Крик" и "Мадонна". В апреле 2005 года норвежской полиции удалось арестовать подозреваемого в сговоре с преступниками, в то же время кто-то пустил слух о том, что картины были сожжены грабителями для сокрытия улик. В июне того же года норвежское правительство предложила награду размером в 250 тыс.евро за любую информацию о преступниках. В начале 2006 года все подозреваемые по этому делу были арестованы, а картины возвращены в музей.
published on
Комментарии (0)