Валентина Шарыкина: «Давали роли - значит, с кем-то сплю»
Без малого 60 лет эта актриса выходит на сцену Театра сатиры.
Театр для нее уже даже не второй, а скорее первый дом. А дома всякое бывает: и радости, и конфликты, и потери... «Миру новостей» народная артистка рассказала об отношениях с легендарными звездами Театра сатиры.
- Да, для меня театр - все, - подтверждает Валентина Дмитриевна. - И я до сих пор иду туда с огромной радостью. Пришли другие люди, очень симпатичные, талантливая молодежь. Время диктует своих героев. Но как можно забыть таких удивительных людей и актеров, как Анатолий Папанов, Андрей Миронов.
- С Миронова, по-моему, у вас театр и начался...
- Мы учились с ним в Щукинском училище. Весь первый курс я в прямом смысле слова просидела на стуле - очень боялась делать этюды, волновалась, стеснялась и преподавателей, и ребят. Естественно, в конце года меня должны были выгнать, но пожалели. А на втором курсе попросили Андрея, так как он был старостой, меня подтянуть и сделать со мной отрывок. И мы сделали рассказ Чехова «Загадочная натура». Андрюша был и режиссером, и моим партнером. Он заставил меня немножечко картавить и мило жеманничать для большего раскрытия образа. На показе мы получили оглушительные аплодисменты от студентов. С тех пор моя жизнь вошла в нормальное русло. Я даже получила диплом с отличием!
Потом наступил период показа в театры. Андрей показывался в Вахтанговский, но еще решил попробовать в Сатиру. У него неожиданно заболела партнерша, и он пригласил меня. Мы показали «Загадочную натуру». Его, естественно, взяли. Но и меня тоже. Так что Андрею я очень благодарна.
- У вас был роман?
- Нет-нет. Увы, в театре наши пути разошлись. У него начались свои романы, девочки ему на меня наговаривали, а он верил. Он же по гороскопу Рыбка, значит, очень доверчивый человек. Андрей сторонился меня, не доверял из-за всех этих наговоров. Было обидно, но это театральные будни.
- Но он вам нравился как мужчина?
- Я не была в него влюблена. Видела же, как в него влюбляются с ходу, сколько у него романов! А для меня все это не совсем приемлемо. К тому же театр есть театр. Мне давали роли, а кому-то не давали, значит, я с кем-то сплю. Это никогда не было правдой, но он-то верил. Помню, Миронов поставил спектакль, я его поздравила: «Андрюшечка, замечательный спектакль!» И вдруг он говорит: «Ты скажи это Плучеку». То есть он думал, что я в каких-то отношениях с главрежем, а этого никогда не было. И глупо было разубеждать его в этом. Просто в жизни каждого из нас очень много такого, о чем, кроме тебя, не знает никто. Но это и есть жизнь.
«У ШИРВИНДТА ОЧЕНЬ УМНАЯ ЖЕНА»
- Ваше отношение к Валентину Плучеку?
- С ним было очень интересно работать, и постановки у него были колоссальные. Он говорил, что мы его краски, а он - художник, он нас варьирует и видит, кто что должен играть... У меня к нему отношение, если можно так сказать, резко положительное. И ко мне он не приставал со своими любезностями. Да, было дело, как-то пытался поухаживать за мной, и я сказала: «Я очень люблю свой театр!» «Ну и люби свой театр!» - отрезал Плучек. Какое-то время не давал мне ролей, но потом я ему понадобилась как краска и опять работали вместе.
- Про него говорят, что был просто отъявленный донжуан, это правда?
- Дело в том, что там, где власть у мужчины, - это закономерность. Посмотрите, что сейчас творится в офисах и так далее. Ну и режиссеры пытаются использовать свое положение. Кому нравятся мальчики, кому - девочки.
- Но Ширвиндт, нынешний худрук Сатиры, он же не такой?
- У Александра Анатольевича очень умная жена, которая ему все прощала. Думаю, и у него были какие-то романы. Мужчина не может быть без романов.
- Недавно вся страна гудела по поводу внебрачного сына Спартака Мишулина...
- Спартачок прежде всего замечательный актер. Это просто чудо, мы с ним столько вместе играли! На редкость заразительный партнер!.. А что касается его второй семьи, я ничего об этом не знала. У нас в «Кабачке» (в знаменитом «Кабачке «13 стульев» Шарыкина играла пани Зосю, а Мишулин - пана Директора. - Ред.) была такая шутка: «Слышали, у пана Директора родилась тройня. Все три матери чувствуют себя хорошо». Я только знала, что Спартачок очень любил свою жену Валю и дочь Карину. Он так долго мечтал об этой девочке, и наконец она родилась. Спартак и на операцию лег из-за дочки, чтобы продлить себе немного жизнь. Ему хорошо сделали шунтирование, но не проверили почки, и во время операции они отказали. Наступила смерть.
- Трагическая судьба оказалась и у Романа Ткачука.
- Да, тоже был замечательный человек. И тоже увлекался женщинами, у него были страстные романы. Но любил Ромочка только одну - свою жену Майю, она была завлитом, кажется, на телевидении. Рома боялся оставлять ее одну - она начала пить. И он пил вместе с ней. Потом она выпила какую-то отраву... А Ромочка кому-то из наших актеров сказал, что если Майка умрет, то он уйдет за ней. И он допил то, что было в ее стакане. Утром нашли их обоих мертвыми. И похоронили под одним крестом.
Миронов привел ее в театр, но потом сплетни их развели.
«ПЕЛЬТЦЕР МЕНЯ НЕДОЛЮБЛИВАЛА»
- У вас в театре играл замечательный артист Георгий Менглет, сейчас незаслуженно забытый. Каким он вам запомнился?
- Жорик и Нина Николаевна Архипова - это была удивительная пара. И у них были удивительные отношения: Жорик жить без нее не мог, и они друг другу все прощали. Менглет, например, любил схватить молоденькую девочку за грудь. И как-то одна актриса пожаловалась Архиповой: «Нина Николаевна, а что ваш муж все время хватает за грудь?» «А тебе что, жалко?» - последовал ответ.
Имея такого мужа, невозможно было не обладать чувством юмора. И Георгий Павлович ко всему относился с улыбкой, с иронией. Но всегда боролся за Нину Николаевну, старался работать с ней вместе. Помню, когда пришла в театр, меня ввели на роль Зои Березкиной в спектакле «Клоп», а ее играла Нина Николаевна. Менглет играл Баяна. И он, конечно, расстраивался, что жена не участвует в спектакле и что в Италию она не поехала с этой ролью, но даже слова мне не сказал, и я не чувствовала никакой обиды. Вот Нина Николаевна сердилась, не могла себя сдержать.
- У вас в театре были и знаковые актрисы. С кем-то из них дружили?
- У меня добрые отношения всегда были с Верой Кузьминичной Васильевой. Вот гениальный человек в том плане, что ни с кем никогда не ссорилась. Верочка - дипломат потрясающий! Скажем, Ольга Аросева на нее наскакивала, а она: «Олечка, хорошо-хорошо, я так и сделаю».
Вот Аросева обладала по-настоящему мужским характером. В принципе, ко мне по-доброму относилась. Но когда забывала какую-то реплику, все сваливала на меня и отчитывала.
Не моего характера человек, поэтому иногда с ней бывало трудновато. Но она вообще женщин не очень любила. На телевидении как-то разбирали песенку одну с оператором. Аросева входит и говорит: «Ну сколько вы будете с ней заниматься? Пора мной заняться!» Конечно, мне обидно было, я же совсем молоденькая. А проходит время, она мне говорит как ни в чем не бывало: «Валька, дай мне твои часики». «Пожалуйста», - отвечаю. На нее нельзя было обижаться, просто такой характер - резкий и дерзкий.
- А Татьяна Пельтцер как к вам относилась?
- Если честно, недолюбливала. Не было у нас с ней контакта. Пельтцер славилась своим непростым характером. Например, перед выходом на сцену она должна была непременно с кем-то поругаться, чтобы возбудиться. Все это знали, но что поделаешь?
- Зато у вас, кажется, удивительно мягкий характер. Всех оправдываете, даже тех, кто делал вам больно.
- А как иначе? Не годится жить по принципу: каждое лыко в строку. Я просто очень верующий человек, много читала Евангелие, и там написано: что посеешь, то и пожнешь.
- Андрей Миронов говорил, что вы не умеете работать локтями. Роли, наверное, можно получить в «кулачном бою», но любовь зрителей - никогда. А вас любят и ждут новых встреч.
- И я очень надеюсь, что снова выйду на сцену и встречусь с моим любимым зрителем. Ведь именно театр, зрители, коллеги и воспоминания о тех, кто ушел, дают мне силы справиться со всеми неприятностями и идти дальше...
Ирина Тульчинская.
Фото: PERSONA STARS,
М. Строков/ТАСС
Комментарии (0)