Организм ребенка, особенно раннего возраста, не «принимает» свежие фрукты и овощи из-за большого количества клетчатки. А им как раз очень полезна сырая растительная пища. Соки в таких случаях — выход из положения. Свежие соки необходимы для того, чтобы сделать более разнообразным и богатым ежедневное меню ребенка, что в свою очередь предоставляет растущему детскому организму все необходимые минеральные вещества, витамины, ферменты, растительные белки и сахара.
Педиатры советуют давать фруктовые и овощные соки с 3—4-го месяца жизни малыша. Таким образом ребенок будет дополнительно к основному питанию получать нужные для развития зубов и костей вещества.
Сок ребенку дают после кормления; более старшим детям соки дают вместе с пищей, например заправляют ими каши, добавляют в молоко. Это повышает аппетит у ребенка — пища с добавлением соков вкуснее.
Весной особенно важно употребление соков. Они действуют очищающе, ободряюще и укрепляюще. Недаром говорят: «Тот, кто пьет томатный сок, будет строен и высок». И не только томатный.
В этот период года особенно ценны для организма соки цитрусовых: апельсиновый, мандариновый, грейпфрутовый, а также яблочный и морковный.
Многие родители уповают на морковь, стремясь с ее помощью компенсировать дефицит витаминов в детском организме. Морковь действительно оправдывает наши надежды. Она, как кладовая, содержит в себе богатый запас регулирующих обменные процессы минеральных веществ, ферменты, эфирные масла, витамины В1, В2, В6, С и витамин А, вернее, его провитамин, который в организме в сочетании с жиром превращается в витамин А (поэтому морковь или сок моркови рекомендуют употреблять с ложечкой сметаны или растительным маслом).
Ретинол (витамин А) способствует росту и развитию организма, повышает его сопротивляемость инфекциям.
Основными источниками витамина А являются продукты животного происхождения (печень, сливочное масло, яичный желток и др.). В растениях (морковь, плоды шиповника, листья петрушки, одуванчика, плоды абрикоса и др.) содержится каротин (провитамин А).
При его недостатке кожа становится сухой, шелушится. На такой коже появляется сыпь, проявляется диатез. Кроме того, дефицит витамина сказывается на качестве волос, зрении.
С другой стороны, важно соблюдать меру, в том числе и витамина А. Дело в том, что избыток каротина, не успевающий превратиться в организме в витамин А, откладывается в коже, окрашивая в цвет охры сначала ладошки и пятки, затем локтевые сгибы и все тело. Это значит, что у малыша развивается состояние гипервитаминоза. Если и дальше пичкать его морковью, то возможны потеря аппетита, сонливость, шелушение кожи, зуд. Чаще всего такая картина наблюдается при «переборе» морковного сока. Ребенку до года в день достаточно 1 ст. ложки (начинать, разумеется, надо с нескольких капель). Детям от одного года до 3 лет — 2—3 ст. ложки сока в день.
Более старшие дети могут пить морковный или яблочно-морковный сок до одного стакана в сутки.
Самая банальная, самая частая причина плохого аппетита — нарушение режима питания. Следует знать, что у детей в раннем возрасте аппетит не всегда одинаков. Это особенно относится к нервным, впечатлительным детям: в какой-то период ребенок может есть охотно, потом вдруг без видимых причин теряет интерес к еде, а в один прекрасный день снова начинает есть с аппетитом.
Но если родители станут давать ребенку что-нибудь между кормлениями и, что хуже всего, кормить насильно, с уговорами и порицаниями, ничего хорошего не получится.
Надо учитывать и психологические особенности возраста. Для грудных детей чувство голода — доминанта; когда пришел час кормления, ребенок будет плакать, пока ему не дадут есть, и никакой погремушкой, никакой песенкой его не отвлечешь. А годовалый, тем более двух-трехлетний ребенок, увлекшись игрой, может забыть о еде. Поэтому нельзя резко отрывать ребенка от игры и тащить к столу, а необходимо дать ему время успокоиться, переключиться.
Не надо ставить на стол сразу первое и второе блюда. Необходимо красиво их оформлять: например, пюре уложить горкой, украсить звездочками из моркови, веточками укропа, на кашу положить ягоды, полить ее соком, суп подать в красивой тарелке.
Известна поговорка: «Когда я ем, я глух и нем». В ней есть, конечно, рациональное зерно, но не надо понимать ее буквально. Ребенок должен знать, что говорить с набитым ртом нельзя. Но ведь кормление — это и момент общения с ним. Спокойный, ласковый разговор просто необходим. Можно поговорить и на «отвлеченные темы», можно сымпровизировать маленькую сказку о каше, супе или о том, как выросли яблоки, из которых сделан сок.
published on
Комментарии (1)