МИХАИЛ МИХАЙЛОВ
ВДОХНОВЕНИЕ СНА
Последний поэт Средневековья и вместе с тем первый поэт Нового времени, создатель итальянского литературного языка Данте Алигьери, пробудившись, воспел в сонетах Беатриче, которая приснилась ему. Данте видел в первом своём сне, что в его комнате в облаке цвета огня появился юноша, который нёс в руках спящую Беатриче, едва прикрытую прозрачным плащом. Когда видение отступило, Данте написал сонет, в котором излагал это странное на первый взгляд событие, трудное для понимания.
И если французский писатель Жан де Лафонтен во сне сочинил басню, то представитель английской «озёрной школы» поэт и литературный критик Сэмюэль Тейлор Колридж — поэму «Кубла Хан, или Видение во сне», которая была написана в 1797 году, а опубликована только в 1816 году. Подзаголовок отрывка «видения во сне» таков: «Колридж, страдавший невралгическими болями, принял опиум и уснул, читая книгу С. Пэрчеса (1577—1626) о путешествиях на Восток, где построен был великолепный дворец для восточного властелина Кубла-хана».
Английская писательница Мэри Шелли в двадцать два года создала роман «Франкенштейн, или Современный Прометей», блестящую романтическую импровизацию, зафиксировав в художественной форме значительные успехи английской науки, естествознания, химии. Сюжет романа Мэри Шелли увидела во сне.
Вот что она писала позднее: «Глаза мои были закрыты, но я каким-то внутренним взором необычайно ясно увидела бледного адепта тайных наук, склонившегося над созданным им существом. Я увидела, как это отвратительное существо сперва лежало недвижно, а потом, повинуясь некоей силе, подало признаки жизни и неуклюже задвигалось. Такое зрелище страшно, ибо что может быть ужаснее человеческих попыток подражать несравненным творениям Создателя? Мастер ужасается собственного успеха и в страхе бежит от своего создания. Он надеется, что заронённая им слабая искра жизни угаснет, если её предоставить самой себе; что существо, оживлённое лишь наполовину, снова станет мёртвой материей; он засыпает в надежде, что могила навеки поглотит мимолётно оживший отвратительный труп, который он счёл за вновь рождённого человека. Он спит, но что-то будит его; он открывает глаза и видит, что чудовище раздвигает занавеси у его изголовья, глядя на него жёлтыми, водянистыми, но осмысленными глазами.
Тут я сама в ужасе открыла глаза. Я так была захвачена своим видением, что вся дрожала и хотелось вместо жуткого создания своей фантазии поскорее увидеть окружающую реальность… Я не сразу прогнала ужасное наваждение; оно ещё длилось. И я заставила себя думать о другом. Я обратилась с мыслями к моему страшному рассказу — к злополучному рассказу, который так долго не получался!
О, если б я могла сочинить его так, чтобы заставить и читателя пережить тот же страх, который пережила я в ту ночь!
И тут меня озарила мысль, быстрая как свет и столь же радостная: “Придумала! То, что напугало меня, напугает и других; достаточно описать призрак, явившийся ночью к моей постели”.
Наутро я объявила, что сочинила рассказ. В тот же день я начала его словами: “Это было ненастной ноябрьской ночью”, а затем записала свой ужасный сон наяву».
Известно, что и многие образы Александра Сергеевича Пушкина рождались во время сна: вскакивая с постели, он торопливо записывал их впотьмах. Случалось во сне сочинять стихи Афанасию Афанасьевичу Фету.
Александр Сергеевич Грибоедов придумал фабулу пьесы «Горе от ума» во сне. Во всяком случае писатель и критик Фаддей Бенедиктович Булгарин со слов драматурга писал в своих «Воспоминаниях»: «Будучи в Персии в 1820 году Грибоедов мечтал о Петербурге, о Москве, о своих друзьях, родных, знакомых, о театре, который он любил страстно, и об артистах. Он лёг спать в саду и видел сон, что он в кругу друзей рассказывает о плане комедии, будто им написанной, и даже читает некоторые места из оной. Пробудившись, Грибоедов берёт карандаш и в ту же ночь начертывает план “Горя от ума” и сочиняет несколько сцен первого акта».
Сон подсказал Фёдору Михайловичу Достоевскому написать роман «Подросток», а Льву Николаевичу Толстому — сюжет «Отца Сергия». Мастер приключенческого романа Роберт Льюис Стивенсон увидел во сне уродливого, субтильного человечка с росчерком зла на лице, которого преследовали за совершённое преступление. Чтобы спастись, он принял какой-то порошок и должен был подвергнуться превращению на глазах своих гонителей… И зимним вечером с карандашом в руках и термометром во рту больной Стивенсон принялся набрасывать черновой вариант «приснившейся» ему истории «о человеке, который был двумя людьми» — о докторе Джекиле и Хайде.
Гаврила Романович Державин, сочиняя оду «Бог», уснул. Во сне ему пришла на ум завершающая фраза.
Иван Сергеевич Тургенев рассказывал: «Я беспрестанно вожусь с моими лицами, даже во сне их вижу».
Владимир Владимирович Маяковский в статье «Как делать стихи» признавался: «Два дня думал над словами о нежности одинокого человека и единственной любимой, как он будет беречь и любить её? Я лёг на третью ночь спать, ничего не придумав. Ночью определение пришло: “…Как солдат, обрубленный войною… бережёт единственную ногу”. Я вскочил, полупроснувшись, в темноте обугленной спичкой записал на крышке папиросной коробки — “единственную ногу” и заснул».
Отыскивая способ классификации элементов, Дмитрий Иванович Менделеев исписал кучу бумаги, но у него не получалось ничего. Тогда он решил лечь спать. Во сне «бывалые» впечатления сложились в знаменитую Периодическую таблицу химических элементов. Так родилось открытие века.
Пожалуй, самая знаменитая история об открытии, сделанном во сне, относится к немецкому учёному-химику Фридриху Августу Кекуле, который в 1865 году как-то задремал после обеда. Кекуле приснилась змея, пытающаяся укусить себя за хвост. Этот странный сон помог решить задачу, над которой учёный бился многие десятилетия. Учёные не могли понять, каким образом атом углерода может входить в молекулу бензола. Решение этой проблемы было ключом к созданию химических красителей. Кекуле пришёл к выводу, что молекула бензола представляет собой группу атомов, замкнутую в виде кольца по аналогии со змеёй, кусающей себя за хвост. Этот вывод привёл к настоящей революции в органической химии.
Английский инженер Сэмюэль Броун получил задание построить мост через бурную шотландскую реку Твид. Всю ночь он ходил по берегу, отвергая одно предложение за другим. Под утро измученный, он уснул на берегу; а проснувшись, увидел над головой паутину. «Мост, — воскликнул Броун, — висячий мост!»
В течение долгих лет Элиас Хау пытался механизировать швейный процесс. Он истратил массу денег и испортил уйму оборудования, но ничего у него не получалось. И вот однажды Хау приснился сон. Безоружного и голого его захватили в плен дикари. После недолгого совещания вождь племени предъявил Хау короткий ультиматум: изобрети швейную машинку или ты умрёшь.
Как ни бился Хау, и на этот раз у него ничего не вышло. Уже предвкушая аромат бифштексов из мяса бледнолицего, дикари занесли над несчастным изобретателем блестящие копья. Перед лицом неминучей гибели Хау обратил внимание на то, что в каждом копье перед кончиком острия была просверлена дырка. Первое, что вспомнил Хау, проснувшись в холодном поту, и были эти самые дырки. Забыв о том, что он чуть не угодил на вертел, изобретатель понял основную идею своей будущей машины: ушко в иголке должно находиться не на обычном месте, а спереди.
С 1883 по 1900 год в ста километрах к юго-востоку от древнего Вавилона археологическая экспедиция Пенсильванского университета проводила раскопки Ниппура, религиозного центра Шумера, где «в вавилонском плену» томился пророк Иезикииль.
В составе экспедиции был и выдающийся ассириолог Х. В. Хильпрехт, в руки которого попали два агатовых обломка с шумерским текстом, датируемым 1300 годом до новой эры. Учёный, однако, не мог полностью его прочесть, и однажды, утомлённый расшифровкой, заснул прямо в кресле у себя в кабинете.
И во сне ему явился… вавилонский жрец средних лет, назвавшийся Беросом и предложивший помощь в переводе клинописи. Он повёл археолога по безлюдным улицам месопотамского города, показавшемуся Хильпрехту знакомым. На вопрос, где они и куда идут, провожатый ответил: «Мы в Ниппуре… Идём в храм Бела, Владыки богов…»
Хильпрехт знал, что при расчистке развалин храма Бела не удалось установить местонахождение сокровищницы. И, движимый профессиональным интересом, не преминул спросить об этом жреца.
Тот, придя в храм, указал на небольшое помещение в дальнем конце святилища, где Хильпрехт увидел деревянный ларец, а в нём — несколько кусков агата, в том числе и «свои», с шумерским текстом.
Жрец объяснил, что куски некогда слагали цилиндр, подаренный храму вавилонским царём Куригалзу. Как-то потребовалось изготовить украшение для статуи Бела, и цилиндр распилили. Один кусок раскололся на две половинки — над ними и ломал голову Хильпрехт.
По просьбе обрадованного ассириолога жрец Берос прочитал содержание клинописи и тут Хильпрехт… проснулся. Не мешкая ни минуты, он подробно записал сновидение. Лингвисты признали перевод текста «безукоризненным». Точным оказалось и расположение сокровищницы храма Бела.
Известный английский математик, физик и философ Бертран Рассел считал, что только благодаря снам он получил ответ на многие мучившие его вопросы.
Популярному композитору и певцу Стиву Аллену приснилась мелодия его самой известной песни.
В эксперименте немецких учёных подтвердилось, что сон подстёгивает творческое мышление. Добровольцам дали задание: разгадать шифр из восьми цифр. Выяснилось, что из тех, кто, получив задачу, пошёл спать, памятуя старую прописную истину: «Утро вечера мудренее», нашли ответ 59 процентов. А среди тех, кто не сомкнул глаз, догадались только 22 процента. Обязательное условие полёта мысли после пробуждения — нужно отправляться спать, обдумывая задачу.
published on
Комментарии (0)